Моему старшему сыну почти пятнадцать лет, и это такой ребёнок, за которого мне почти никогда не приходилось краснеть.
Не в том смысле, будто бы он ни разу не позорил меня в обществе, рассказывая, что не ел ничего вкуснее супа с тестом или что мы печку крыльцом топим, нет.
Я о том, что за почти пятнадцать лет своей жизни он не делал ничего такого, за что можно было бы осудить меня, как мать. Даже наоборот - от учителей я чаще слышу о том, что воспитала ребёнка с правильными взглядами на жизнь, честного и с обострённым чувством справедливости.
И вроде бы гордиться надо, но есть один нюанс - я его таким не воспитывала, он стал таким вопреки моему воспитанию.
Особенно меня смущает его обострённое чувство справедливости. Потому что я до него до сих пор не могу донести тот простой факт, что если ты весь такой честный, то это вообще не значит, что все остальные должны быть такими же.
Нет, они, конечно, должны, но в реальности обычно всё не так, и сделать с этим нельзя ничего. Как и нельзя ждать от других, что они поступят так, как поступил бы ты.
В общем, недавно мой сын с двумя друзьями ездили защищать честь школы на городской турнир по шахматам.
Тут стоит сразу сказать, что наша школа может только на турниры детей посылать, а нормальную секцию по шахматам организовать - это у неё лапки. Все навыки, которые есть у детей - это их личное достижение.
Всё лето они втроём играли в шахматы, изучали многообразие ходов и вот это вот всё (тут должны были быть термины шахматные, но я их забыла).
Честь школы на турнире парни отстояли - школа заняла второе место. Они обошли даже тех, кто посещает шахматные школы.
И вот приходит сын домой, рассказывает мне, как было сложно, насколько на турнире всё отличается от того, если ты просто играешь в шахматы с друзьями. Что он пообщался с другими ребятами, которые в шахматном спорте давно, узнал много приёмов и теперь будет применять их, а так же сделала кое-какие выводы.
-И какие же выводы ты сделал? - спросила я.
-А такие, - отвечает сын, - что некоторые люди очень некрасиво поступают. Алчные шахматисты.
И рассказал такую историю.
В шахматном турнире, когда каждый игрок делает ход, нужно нажимать на кнопку на таймере. Там же всё на время. А наши-то дети этих таймеров сроду не видели, потому что школе ведь только результаты нужны, а как шахматисты их добиваться будут - поплевать.
Короче, Стас сделал ход и забыл нажать на кнопку.
Его противник это заметил, но сделал вид, будто что и не заметил. Сидел, долго обдумывал ход, а время шло у сына. Когда Стас заметил это и нажал на кнопку, противник тут же сделал ход.
Ту партию Стас проиграл, но это не помешало ему выиграть остальные. И вместе с друзьями они завоевали для школы второе место.
-И что, - спросила я, - ты бы сказал противнику, что он не нажал на кнопку?
-Конечно! - был ответ. - Какая радость от победы, если она досталась так легко?
И вот тут мне, конечно, становится немного стыдно. Потому что я бы тоже сказала противнику о том, что он не нажал на кнопку. Сказала, да. Но, жирный червяк сомнения всё-равно бы во мне сидел.
Поэтому, ребята, когда вы спрашиваете, как я воспитала такого сына, я не знаю, что ответить. Я его таким не воспитывала.
Он правда сам с этим справился.