Найти в Дзене
Жиза!

Савелий Крамаров – комичный недотепа, мечтавший о драматических ролях

Его имя знала вся страна, зрители его просто обожали, а фильмы с его участием до сих пор среди самых любимых и пересматриваемых раз за разом. Но сам он был не доволен своей творческой судьбой. В жизни был он совсем не похож на своих персонажей, был намного серьезнее и глубже своих экранных героев – любил домашние тихие вечера с книжкой в руках, вел здоровый образ жизни, занимался йогой и был вегетарианцем.

После переезда одного из лучших советских комиков клеймили позором и высмеивали его успехи в американском кино. При этом большинство зрителей даже не подозревали, что основания не доверять советским властям у актера действительно были – сын врага народа, он пережил тяжелое детство, а потом так и не смог получить то, о чем так мечтал.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родился Савелий Крамаров 13 октября 1934 года в столице, в очень благополучной семье. Его отец Виктор Савельевич – видный столичный адвокат – переехал с женой из Украины в столицу после приглашения в Московскую коллегию адвокатов. Талантливый, честолюбивый и хваткий – казалось, его ждут блестящие перспективы, стабильный доход, уважение и процветание. Но его адвокатская карьера закончилась полным крахом. Дело в том, что Виктор Крамаров как адвокат участвовал в процессах против «врагов народа», и участвовал активно и «неправильно». Тогда как другие адвокаты на таких процессах спокойно выслушивали обвинительные речи прокурора и в финале лишь смиренно просили о снисхождении, он своих клиентов защищал по-настоящему: достойно отвечал на обвинения прокурора, фактами доказывал невиновность своих подзащитных и даже ставил под сомнение справедливость приговоров. Председатель коллегии дважды намекал ему на то, что такая рьяная защита тех, кто обречен понести наказание, может плохо для него закончиться, но Виктор Савельевич не послушал его, за что и поплатился. В 1938 году он был арестован органами НКВД, обвинен в антисоветской деятельности и получил восемь лет лагерей. Полностью отбыв срок заключения в Усвитлаге, после освобождения 13 марта 1946 года он жил сначала в Барнауле, потом – в Бийске. 1 марта 1950 года его снова арестовали по ложному обвинению в участии в меньшевистско-эсеровской организации и выслали в Красноярский край на 5 лет. Крамаров поселился в Туруханске, где смог устроиться только дворником, а через год его нашли повешенным. Савелий так и не смог поближе узнать папу – они встретились лишь один раз сразу после освобождения Виктора Савельевича в 46-м.

Семья Крамаровых
Семья Крамаровых

Маме Бенедикте Соломоновне – домохозяйке – пришлось одной заботиться о двух детях (у Савелия была еще старшая сестра), семья выживала, перебиваясь с хлеба на воду и испытывая постоянное унижение. Жена врага народа нигде не могла найти работу, соседи по коммуналке их сторонились, на улицах и в школе смотрели косо. Только развод с мужем помог Бенедикте Соломоновне найти хоть какое-то место. Во время войны семью эвакуировали на Урал, и в Москву они вернулись только в 1944 г. Мама Савелия умерла от рака в том же 50-м году, что и отец Савелия.

Заботу о 16-летнем Савелии взял на себя брат мамы Леопольд Соломонович, но, по сути, парень был предоставлен сам себе. Он совершенно не хотел учиться, с ним мучились учителя, а он прогуливал уроки и не пропускал ни одной драки.

-3

Главной отдушиной для него стал кинотеатр, куда его бесплатно пускала сердобольная соседка тетя Дуся, работавшая там котроллером. Часами не отрываясь смотрел он на экран и словно впитывал в себя все, что там видел. Кино дарило ему такое ощущение счастья, что его хотелось пронести через всю жизнь. Тогда он и заболел своей главной мечтой – стать артистом. Еще в школе он начал заниматься в драмкружке и мечтал о серьезных драматических ролях, но ему их не предлагали – какая девочка согласится играть Джульетту, если ее Ромео будет – нелепый Сава? Одноклассники не воспринимали его всерьез и дразнили «косым», а впоследствии, годы спустя, к нему так же станут относиться зрители и даже режиссеры.

После школы Савелий попытался поступить в театральный институт, но его не приняли. Тогда у него появилась мысль стать адвокатом, как отец, но для сына врага народа юрисдикция была под запретом. В итоге по совету дяди он поступил на факультет озеленения столичного Лесотехнического института.

Но о своей мечте Савелий Викторович не забыл и, учась в институте, в 1954 году с первой попытки поступил в театральную студию "Первый шаг" при ЦДРИ.

-4

Окончив Лесотехнический институт в 1958 году, некоторое время он работал по специальности, но душа по-прежнему рвалась к мечте, и он ушел с работы, решив всерьёз посвятить себя кинематографу. Он разослал свои фотографии по всем киностудиям страны, и от одной из них пришел ответ с предложением первой роли в кино – солдата Петькина в фильме "Им было девятнадцать". Роль была незначительной, но с нее и начался путь будущего великого артиста Крамарова.

В 1967 году его позвали играть в Театр миниатюр, где первой работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина "Ваня, ты как здесь?", отдельным номером вошедший в спектакль "Скрытой камерой". Но к театру Савелий Крамаров не прикипел, и потом так и не устроился ни в один из советских театров.

Савелий Крамаров в фильме "Им было девятнадцать"
Савелий Крамаров в фильме "Им было девятнадцать"

ФИЛЬМЫ

Вторая роль в кино – Васьки Ржавого в фильме «Ребята с нашего двора» – стала более заметной работой в карьере Савелия Крамарова. Почти сразу после выхода фильма он получил предложение сыграть в фильме «Друг мой, Колька!» роль хулигана Пименова, после которой артиста и его талант наконец-то заметили. Спустя много лет Савелий Викторович признается, что именно Пименов – его самый любимый и лучший персонаж за долгую творческую жизнь.

Но первый настоящий большой успех пришел к Крамарову после выхода на экраны фильма «Неуловимые мстители». И хотя в ней он только мелькнул в одном из эпизодов в очень незначительной роли, она-то принесла ему всенародную известность, а его фраза «И мертвые с косами стоят…» сразу ушла в народ.

На 70-е годы пришелся пик популярности Савелия Викторовича, и в 1972 году он снова попытался поступить в театральный вуз, на этот раз – успешно: он стал студентом актерского факультета ГИТИСа.

Специфическая внешность Савелия Крамарова одновременно и помогала, и мешала ему получить роль. Он получал много однотипных предложений, но это были роли недалеких, незадачливых и нелепых комических персонажей, хулиганов и балбесов, которые просто оттеняли красоту, положительность и серьезность главных героев. Он же со своей внешностью не мог и мечтать о главной роли, особенно в советские времена.

-6

Но все сыгранные им роли недотеп и хулиганов в фильмах «Ход конем», «Город мастеров», «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Не может быть!», «Мимино» были настолько яркими и неповторимыми, что принесли актеру всесоюзную любовь зрителей и славу одного из лучших советских комических артистов.

В фильме «Двенадцать стульев» Крамаров снимался дважды: сначала у Гайдая сыграл одноглазого председателя шахматного клуба, а затем у режиссера Захарова перевоплотился в слесаря-интеллигента Полесова.

-7
-8

Леонид Гайдай называл его одним из самых любимых своих артистов и не раз сожалел в своих воспоминаниях и интервью, что так и не снял Крамарова в главной роли.

Сам же артист мечтал о больших драматических ролях неизбывно.

При этом самой большой сыгранной в кино ролью у Крамарова стала роль вора-рецидивиста Феди Ермакова в комедии «Джентльмены удачи», а его фразы из фильма, как обычно, разошлись на цитаты и используются повсеместно и по сей день.

Крамаров стал невероятно популярным, предложений о ролях стало поступать очень много, и артист начал более придирчиво выбирать, каких персонажей играть стоит, а какие ему не подходят. Так он отказался и от роли Петрухи в ленте «Белое солнце пустыни», хотя потом и сожалел о таком решении.

В 1974-м Крамаров стал Заслуженным артистом РСФСР, получил официальное разрешение купить иномарку – «Фолькваген-жук» белого цвета, разъезжал на ней по столичным улицам, а на вопросы журналистов о планах на будущее отвечал, что собирается стать народным. Но этим планам не суждено было сбыться…

-9

ЭМИГРАЦИЯ

Слава и всенародная любовь не избаловали Крамарова, и с годами он все чаще задумывался о вере и смысле жизни. Его дядя-еврей, единственная родная душа, уехал в эмиграцию в Израиль, и Савелий Викторович остро почувствовал свое одиночество, более того – он превратился в человека с сомнительными связями. Он полностью изменил свой образ жизни – занялся йогой, перешел на сыроедение и вегетарианство, стал ходить на службу в синагогу, и это вызывало непонимание и даже порой осуждение окружавших его людей. Согласно вере, по субботам, которые у иудеев являются выходными днями, он отказывался от съемок. В результате его все реже приглашают на роли, а вскоре приглашения и вовсе перестали поступать. Отношение высоких чинов из Госкино к нему тоже кардинально поменялось.

-10

Естественно, что Крамаров начал всерьёз думать об эмиграции и даже подал в соответствующие органы документы, но разрешения на выезд из страны ему не дали – ведь в этом случае нужно было "положить на полку" более сорока картин, в которых он снялся и которые были очень популярными. Но и работать ему тоже не давали. Находясь в таких условиях, в 1981 году Крамаров вместе с А. Левенбуком написал "Письмо президенту США Рейгану", в котором откровенно рассказали о своей незавидной судьбе, и перекинули это письмо через забор на территорию посольства США. Позже это письмо несколько раз передали по "Голосу Америки", и после этого Крамарову разрешили уехать. В Вене его встретил известный импресарио Виктор Шульман. Он организовал гастроли Крамарова в Европе, которые прошли вполне успешно. Потом были гастроли в Америке, Австралии, Израиле, Японии, небольшие роли в фильмах и сериалах, съёмки в теле-шоу, рекламе. В октябре 1981-го Савелий Викторович приехал в Лос-Анджелес, где его на первое время приютил у себя партнер по фильму «Большая перемена» Илья Баскин. Вскоре Крамаров сам снял квартиру в этом же районе, а чуть позже их обоих пригласили на съемки картины «Москва на Гудзоне».

Робин Уильямс и Савелий Крамаров в фильме "Москва на Гудзоне"
Робин Уильямс и Савелий Крамаров в фильме "Москва на Гудзоне"

В Америке актера Крамарова постоянно приглашали лучшие киностудии Америки, у него всегда была работа, он много снимался, но, как и в СССР, это были лишь второстепенные роли.

Крамаров даже решился на операцию и устранил косоглазие, чтобы избавиться от штампа комического актера. Но оказалось, что вместе с этим недостатком он утратил свою изюминку, свой неповторимый шарм, которые выделяли его среди других актеров. К тому же, получать большие роли ему мешал еще и акцент, а от него он так и не смог избавиться. А от роли в фильме «2010», где он должен был сыграть советского летчика-космонавта, актер отказался сам. По сценарию его герой – недалекий, глуповатый и простоватый персонаж, с чем Крамаров не мог согласиться, ведь он знал, что советские космонавты – смелые люди с исключительными способностями, и не могут быть недотепами.

Тем не менее, в Америке у Савелия Викторовича было много интересных проектов, среди них особо можно отметить фильмы «Возвращение Моргана Стюарта», «Вооружен и опасен», «Красная жара». На съемочных площадках он работал вместе с прославленными западными артистами, в том числе – с Робином Уильямсом и Уорреном Битти. Всего в Америке он сыграл в 11 фильмах, единственный из всех эмигрантов вступил в Гильдию киноактеров и обзавелся собственным жильем. По американским понятиям он жил скромно, но как члену актёрской гильдии ему всегда хватало на жизнь.

Мeг Рaйaн и Сaвeлий Кpaмapoв в фильме "Вооружен и опасен"
Мeг Рaйaн и Сaвeлий Кpaмapoв в фильме "Вооружен и опасен"

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Женщин в жизни артиста всегда было много, но он все время искал ту единственную, с которой бы счастье было полным.

Первой женой Савелия Крамарова стала однокурсница Людмила, но насколько быстро они оформили свои отношения, настолько же быстро и расстались. Потом в жизни Савелия Викторовича появилась Мария, архитектор, с ней он прожил тринадцать лет в гражданском браке. Актер признавался, что чувствует перед ней вину и называл ее святой женщиной.

В 1986-м он официально женился во второй раз. Его избранницей стала Марина. В этом браке в 1987 году родился единственный ребенок Крамарова – дочка Бенедикта, названная в честь матери актера. Через год после ее рождения Марина бросила Крамарова, уехав с дочерью в Лас-Вегас.

Свою единственную, которую актер искал всю жизнь, он все-таки нашел, но прожил с ней всего год. С Натальей Сирадзе, которая была моложе его на 21 год, он вступил в брак в октябре 1994-го, и она, пусть и ненадолго, но сделала Крамарова счастливым.

-13

Посетить свою родину после эмиграции Крамаров смог только в 1992 году – он был приглашен как почётный гость на кинофестиваль "Кинотавр". Еще раз он побывал в России незадолго до смерти, в 1994 году.

В начале 1995 года Савелий Крамаров наконец-то получил главную роль в новом американском фильме. Но... доктора поставили неутешительный диагноз – онкология.

-14

Скончался артист 6 июня 1995 года в одной из клиник Сан-Франциско, похоронен в США неподалёку от Сан-Франциско на еврейском мемориальном кладбище в Колма – городе мёртвых.

12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, авторами которого стали Вячеслав Бухаев и Михаил Шемякин.

-15