Найти тему
LegenDaily

Сергей Довлатов: «У меня две тесных комнатушки — шесть и восемь»

Оглавление

Про «полторы комнаты» Иосифа Бродского, благодаря ему самому и создателям одноименного музея-квартиры, знают многие. У его друга, еще одного известного ленинградского писателя-эмигранта Сергея Довлатова, было немногим больше. Редакция LegenDaily отправилась на улицу Рубинштейна, в квартиру Довлатова.

«Жили мы в отвратительной коммуналке...»

Самый известный адрес Сергея Довлатова в Ленинграде — дом № 23 по улице Рубинштейна, где он жил «с 1944 по 1975 г.» Так свидетельствует мемориальная доска на стене (кстати, с ошибкой, но об этом позже). Рядом с домом установлен памятник писателю, выходящему из квартиры №34.

Сам дом выглядит роскошно: шестиэтажный, с глубоким курдонером (это специально спроектированный, часто парадный двор перед входом) и ажурной оградой с фонарями. Его построил в 1911 году архитектор Александр Барышников для Санкт-Петербургской купеческой управы.

«Жили мы в отвратительной коммуналке. Длинный пасмурный коридор метафизически заканчивался уборной. Обои возле телефона были испещрены рисунками… <…> По коридору бегали дети. Грохотал военными сапогами Тихомиров. Таскал свой велосипед неудачник Харин. Репетировала Журавлева. <…> Квартира была скучная, хотя и многолюдная» (Сергей Довлатов, «Наши»).

Представить себе жизнь писателя можно по рассказам тех, кто у него бывал, а более всего — по его собственным произведениям. Ведь описывая быт, он почти не выдумывал. Может быть, слегка преувеличил степень скуки (мы же помним, что «драк не было», но «кастрюля, полная взаимного раздражения, стояла на медленном огне и тихо булькала», «Наши»). Или просто не учел, что главным ее ликвидатором был сам. Да приуменьшил размеры жилья: «...две тесных комнатушки — шесть и восемь. Пышно выражаясь — кабинет и спальня» («Заповедник»).

«...На пятом этаже без лифта»

Из этих «полутора с небольшим» комнат Довлатов в сентябре 1972 года уехал в Таллин, где работал в эстонских газетах. Вот она, ошибка на мемориальной доске: в марте 1975 года Довлатов вернулся уже не сюда, а в отдельную двухкомнатную квартиру. В отсутствие писателя его мать и жена совершили удачный обмен: дом №22 на той же улице Рубинштейна как раз подвергся комплексному капитальному ремонту, и большие коммуналки разбили на маленькие отдельные квартиры. Одна из них (№29) и досталась Довлатовым.

В 1978 году Довлатовы эмигрировали в Нью-Йорк: из-за проблем с публикацией своих произведений, а также из-за критических высказываний в адрес СССР писатель мог попасть за решетку, если бы он остался на родине.

В Нью-Йорке началась совершенно иная жизнь, вовсе не похожая на то, какой ее себе представляли Довлатовы.

«Мы оказались в пустой квартире. На полу в двух комнатах лежали матрасы. Повсюду была разбросана одежда. Мать заглянула в холодильник и говорит: «Сыр почти такой же, как у нас…<…> Новая жизнь казалась слишком обыденной для значительных перемен» («Наши»).
-6

Источники фото: goskatalog.ru, stopagent.ru, zen.yandex.ru, topdialog.ru, vk.com, fiesta.ru, interesnyefakty.org, spbarchives.ru, pskov.bezformata.com.

Понравилась статья? Поделитесь своим мнением в комментариях. Не забудьте поставить лaйк и пoдписaтьcя на кaнaл LegenDaily, чтобы не пропустить новые публикации и помочь в развитии канала!