Телефонные мошенники становятся хитрее. Рассказываем про новую схему развода с участием банков и полиции.
Про уловки телефонных мошенников знают уже все. О них рассказывают друг другу знакомые и трубят в новостях. Но схемы становятся сложнее, преступники — изобретательнее. Они работают слаженно и придумывают динамичные сюжеты, так что опознать их сложно даже людям с большим опытом. Слово несостоявшейся жертве развода, в ходе которого опасное предложение последовало только спустя полтора часа артподготовки.
Акт #1: невидимый перевод и украденные паспортные данные
Началось все банально: со звонка. Девушка в трубке сообщила, что звонит из банка (пусть будет «банк А») и сообщила, что по моему счету перевели 8000 руб. некому Н. Можно было бросить трубку, но «сотрудница» ничего не требовала, а номер выглядел прилично. Далее мне сообщили, что мой лицевой счет скомпрометирован и (якобы) паспортные данные попали к мошенникам. Я проверила операции по приложению: переводов не было. На это у девушки был ответ: операция не видна, потому что совершена не с карты, а с лицевого счета, который один для всех продуктов в банке.
Разговор продолжался минут 20, за это время у меня не возникло никаких подозрений: личные данные и пароли не спрашивали, зато рассказали, как будут проверять отделение банка, куда я недавно ходила, и убеждали, что на сумму остатка по моим счетам дадут страховку.
Мы «составили обращение» об утечке паспортных данных. Тут начинается самый сок: меня предупредили, что нужно сообщить в другие банки, где у меня есть счета, ведь паспортные данные одни на всех. Я назвала еще два банка, услугами которых пользуюсь.
Акт #2: заявление в милицию через банк
Когда я положила трубку, раздался звонок от некого Алексея Алексеевича, он представился сотрудником другого моего банка («банк Б»). На этот раз звонили по городскому телефону. Алексей подтвердил утечку и поклялся, что виновное отделение постигнут небесные кары. А пока «надо собраться и действовать решительно, передав информацию в МВД, чтобы возбудить дело о хищении персональных данных». Я согласилась подать заявление и обещала дождаться звонка от следователя.
Алексей Алексеевич попросил меня не сообщать о факте хищения, потому что так «может пострадать дело». Только в этот момент появилась мысль, что что-то не так. Ни номеров карт, ни паролей все еще не спрашивали. А пока мы говорили, мне пришло SMS о вызове с проверенного номера — справочной по обращениям в Генеральную прокуратуру.
Потом мне уже с другого номера, позвонил «оперуполномоченный» Юрий Викторович. Он сказал, что не дозвонился с городского, и предложил приехать и дать показания в центральном управлении, чтобы начать дело.
Акт #3: «несите ваши денежки — иначе быть беде»
В этот момент мошенники решили, что железо горячо и его пора ковать. И мы подошли к кульминации этого спектакля.
Мне перезвонил уже знакомый «сотрудник банка Б» Алексей Алексеевич, попросил оставаться на линии и посоветовал быстрее переложить деньги с текущего счета на новый, который он, конечно, уже услужливо для меня завел. Предложил перевести деньги через приложение или партнерский банкомат, о котором до этого вообще не было речи, но только «ни в коем случае не через скомпрометированное отделение». А еще лучше, сказал Алексей Алексеевич, привязать новый счет через Google Pay и перевести туда — якобы так быстрее. Только тогда смысл представления стал ясен.
Итого: 1,5 часа потерянного времени, куча нервов, перевыпуск карт банка А и Б (на всякий случай), смена паролей. Я вовремя спохватилась, а моему знакомому год назад повезло меньше: липовые сотрудники уговорили его перевести на «безопасный счет» 200,000 руб. На эти деньги он собирался купить мотоцикл, впрочем, может, сам теперь целее будет.
Как понять, что звонят не из банка?
Как видно из этой истории, простые «красные флаги»: требования назвать пароль, «номер из SMS» или «цифры с обратной стороны карты» — уже не всегда помогают опознать мошенников. Потенциальных жертв стараются дезориентировать потоком информации, усыпить бдительность, и только потом переходят к разводу. Что делать, чтобы обезопасить себя?
📌Подумайте о том, чтобы завести дополнительный номер телефона для регистрации в акциях, бонусных программах и сайтах онлайн-магазинов. А основным номером пользоваться только для «серьезных» контактов. Так проще отсеивать «липу» по номеру, на который вам звонят.
📌Если вам звонит «сотрудник банка» и рассказывает о неприятностях с вашими деньгами, повесьте трубку и перезвоните на горячую линию. Там вам сообщат, если с вашими счетами происходит что-то подозрительное. .
📌Как бы ни представился звонящий, не сообщайте номер карты, пароль от интернет-банка и.т.д. Настоящему работнику банка эта информация не нужна (а та, что нужна, у него и так уже должна быть).
📌И, конечно, ни в коем случае не переводите деньги незнакомцам. Даже если они уверяют, что это точно-точно безопасно.