28–летний экс–рижанин, а ныне москвич Герман Андреев служит в знаменитом МХАТе имени Горького. Ровно 5 лет назад Герман Андреев окончил Российский институт театрального искусства — ГИТИС, где учился в престижной мастерской народного артиста РФ Леонида Ефимовича Хейфеца.
А теперь Герман блистает на сцене одного из ведущих театров Москвы. Когда я недавно смотрел во МХАТе скандальную премьеру «Чудесный грузин», в которой участвует звезда Instagram Ольга Бузова, то в бородатом Льве Троцком (одном из персонажей спектакля) трудно было узнать земляка.
Впрочем, Герман Андреев занят и в других интересных постановках. Актерская профессия тем и хороша, что можно примерить на себя образы самых разных людей. А сегодня экс–рижанин — гость нашего «Кабачка «7 секретов».
На сцену попал по объявлению
— Герман, вы из театральной семьи?
— Нет, родители никак не связаны с творчеством. Отец — специалист по строительству, мама — фармацевт. И, кстати, очень талантливый фармацевт! Впрочем, не так давно выяснилось, что мои предки по материнской линии, скорее всего, связаны с великой актерской династией Садовских…
А учился я в 40–й рижской средней школе. В детстве меня «штормило»: никак не мог понять, кем хочу стать в будущем. Выбирал из самых разных отраслей. Мама (понятное дело, почему) настаивала, чтобы я пошел по ее стопам, то есть в медицину, но моя душа этому противилась.
А первые шаги на сцене я сделал, когда при Рижской духовной семинарии неожиданно открылось театральное сообщество православной молодежи под художественным руководством журналиста и продюсера Наталии Захарьят и духовным наставничеством игумена Макария (Кириллова).
— Ого! Как же вы туда попали?
— Совершенно случайно. Маме на глаза попалось объявление в еженедельнике «Суббота» о наборе в студию. В то время я смотрел очень много разного кино. Приходил после школы — и сразу к экрану. В тот день в моем домашнем «кинотеатре» был просмотр романтической комедии «Всегда говори «да» с Джимом Керри.
Главный посыл фильма — никогда не нужно отказываться от возможностей, которые тебе преподносит жизнь. Я вдохновился этой мыслью. И как раз в этот момент мама дала мне газету, предложив пойти в театральную студию.
Так и определилась моя творческая судьба. Наталия Захарьят приоткрыла мне мир театрального искусства, а отец Макарий — мир православия. Благодаря батюшке я сделал большие, можно сказать — серьезные шаги на пути к воцерковлению.
Поступал с тростью
— Какие роли играли в студии?
— Мы делали небольшие театрализованные постановки к церковным праздникам. Играли в воскресных школах, детских домах, приютах. Особенно отмечу спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова.
Это пронзительная история любви, рожденная в руинах блокадного Ленинграда. Мы много гастролировали с этим спектаклем по Латвии, дважды побывали в Москве и Санкт–Петербурге и один раз — в Пскове. В зале непременно были блокадники, которые очень тепло принимали нашу работу.
Да и с актерской точки зрения это был интересный материал. Сейчас, «с высоты прожитых лет», я понимаю, насколько мне тогда повезло. Ну а вскоре я отправился в Москву покорять театральные вузы.
Причем поступал с тростью, поскольку накануне поездки так серьезно травмировал ногу, что пришлось делать срочную операцию. На прослушиваниях у меня спрашивали, что случилось и смогу ли я скоро встать в строй. К счастью, поверили и приняли.
- Как я понимаю, после ГИТИСа вы не сразу попали во МХАТ?
— По окончании театрального института я столкнулся с проблемой: государственные московские театры перестали принимать в штат артистов–иностранцев.
Я прошел прослушивание в четырех местах, но как только там выясняли, что речь идет о гражданине Латвии, то сразу отказывали. Что вполне объяснимо: зачем им давать работу иностранцу, когда так много артистов — граждан России.
Благо в каждом из тех московских театров стояли очереди из желающих. Так что целый год после окончания ГИТИСа я занимался сменой латвийского гражданства на российское.
Удалось стать гражданином РФ
— Как раз нашел в Интернете такую информацию о вас за 2017 год: «Рижский актер Герман Андреев, который сыграл Ромео в фильме Мариса Мартинсонса «Ромео и Джульетта», при попытке сменить латвийское гражданство на российское неожиданно оказался в абсурдной ситуации. В процессе оформления документов он внезапно стал фактически апатридом». Конечно, ситуация нелепая. Ведь, скажем, западные латыши спокойно могут иметь двойное гражданство.
— К счастью, мне все же удалось стать гражданином РФ, и меня приняли в штат московского Театра на Покровке. Но в разгар второго сезона я узнал, что во МХАТе имени Горького сменилось руководство: художественным руководителем стал Эдуард Владиславович Бояков — режиссер и продюсер, который в свое время учредил фестиваль «Золотая маска», открыл театр «Практика» и так далее.
В своих интервью на посту нового худрука МХАТа он рассказал о собственных жизненных ценностях. Отметил, что хочет построить театр, исповедующий православные основы жизни. Как человек, который свой творческий путь начинал в театральной студии при духовной семинарии, я сразу понял, что мое место в команде Боякова.
Несмотря на то что в Театре на Покровке я играл замечательные роли (скажем, князя Андрея Болконского и Алексея Молчалина в «Горе от ума»), все мои мысли были направлены только на то, чтобы оказаться в труппе МХАТа и быть сопричастным к новым творческим процессам в этом театре.
Конечно, осуществить эту мечту оказалось не так просто. Я не раз обращался лично к Эдуарду Владиславовичу с вопросом: «Можно ли вам показаться?» Посещал театральные лаборатории во МХАТе. Через полгода меня приняли в труппу. И я невероятно счастлив!
Через преодоление
— Вы говорите с таким пафосом...
— А в чем вы видите пафос? Для меня подобная настойчивость стала неким личным подвигом. Я действительно целенаправленно стремился в театр под руководством Боякова. Кстати, чуть ранее другим моим личным подвигом была годовая эпопея по смене гражданства.
Да и в ГИТИС я, признаюсь, поступил не без труда. Замечу, что я не знаю ни одного актера, который бы без особых усилий сначала поступил в театральный вуз, а потом — в труппу государственного московского театра.
— Получается, в вашей жизни все делается через преодоление?
— В нашей профессии иначе и не бывает. Можно это назвать преодолением, а можно — испытанием. Даже в наш студийный спектакль «Мой бедный Марат» взяли не сразу: во время распределения ролей меня просто не заметили.
Возможно, потому что я был самым младшим по возрасту. Поначалу репетировали другие ребята. Зато потом специально для меня написали новую роль — молодого человека из наших дней, который в процессе спектакля озвучивал документальные факты о ленинградской блокаде.
А чуть позже я сыграл в этом спектакле друг за другом главные мужские роли — Леонидика и Марата. Я давно уже понял, что все мои достижения в профессии связаны с проявлением настойчивости. С неба мне просто так ничего не падает.
С другой стороны, я знаю четко, что актерство — это вовсе не работа, а служение. И на это служение нужно иметь право. А чтобы иметь право, ты не должен расслабляться. Прежде всего в духовном плане.
Я не раз ловил себя на такой мысли: как только начинаешь к чему–то привыкать и что–то делать, условно говоря, спустя рукава, все начинает рушиться. Причем по всем фронтам... Но если приводишь в порядок свой внутренний мир, свою духовную жизнь, то все каким–то чудесным способом начинает удачно складываться.
Актёрский секрет
— Не приведете пример? Если это не секрет, конечно...
— Помню, у меня был крайне сложный период во время обучения в ГИТИСе: на втором курсе абсолютно не мог понять, чего от меня хотят педагоги. Мы ставили отрывок по чеховской «Чайке».
Мне дали роль из золотого актерского репертуара — Бориса Алексеевича Тригорина. Но я был в жутком замешательстве. Не знал, как найти ключ к роли, как играть...
Тогда пошел в церковь. Помолился, попросил Божьей помощи. И произошло чудо: у меня стало все получаться. Тот момент для моей актерской судьбы стал поистине поворотным. С тех пор я ничего не делаю без молитвы.
Перед выходом на сцену всегда осеняю себя крестным знамением и прошу Божьей поддержки. И чувствую ее всегда. Но это, конечно, вовсе не значит, что молитва отменяет работу над ролью, как и работу над собой. Вот такой мой актерский секрет...
Москва прекрасна!
— Как вам российская столица? Говорят, что самый большой в Европе мегаполис подавляет человека и превращает его в маленький винтик...
— Москва прекрасна. Это абсолютно мой город. Я влюбился в него с первого взгляда, когда впервые приехал сюда в 2010 году. Помню, как мы гуляли по центру и я все думал, какой же потрясающий город, с какой потрясающей энергией, с каким огромным количеством возможностей. Причем особенно для людей творческих профессий.
С тех пор мечтал здесь жить и работать. И мечта сбылась. Сегодня получаю удовольствие просто от того, что хожу по московским улицам. Мне кажется, Москва меня приняла. Как видите, я вроде бы не стал маленьким винтиком, слава Богу.
Хорошая занятость
— Что в личной жизни?
— Я женат. Супруга Оксана тоже из Риги. Мы с ней познакомились в Рижской духовной семинарии в упомянутой выше студии. Она магистрант Высшего театрального училища имени Щепкина.
— Вспоминается выражение: «Вся наша жизнь — это театр!»
— В моем случае так оно и есть. В начале октября у нас родилась дочь. Мы заранее записались на партнерские роды. И так случилось, что роды начались утром в тот день, когда во МХАТе был назначен пресс–показ нового спектакля «Розовое платье».
Утром я был в роддоме и наивно полагал, что приеду вечером в театр уже в качестве счастливого отца. Но не тут–то было. Дочь решила появиться на свет при мне. В результате я сыграл спектакль и вернулся в роддом в самый кульминационный момент. Друзья до сих пор спрашивают, каково это было играть, зная, что твоя жена сейчас рожает...
— О чём мечтаете?
— О чем может мечтать актер? Я жутко неугомонный. Хочу быть занятым в каждой постановке. Чтобы утром был спектакль, днем — репетиция, а вечером — снова спектакль.
И чтобы в последующие дни все это повторялось и повторялось... Я готов играть каждый день. 365 дней в году! Впрочем, у меня и сейчас хорошая актерская занятость.
Да и всегда была таковой. Секрет тут в том, что режиссеры ценят актеров–трудоголиков. Но мне действительно нравится бешеный режим, чтобы все было совершенно впритык, но при этом все успевать.
— Поздравляем с рождением дочери Елизаветы и желаем творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Ольга Бузова в "Чудесном грузине" МХАТа
Леонид Якубович играет на сцене МХАТа
«Я родилась в телеге на высылках...» - говорит звезда МХАТа Татьяна Поппе
Владимир Соловьёв, Чулпан Хаматова и вид на жительство за границей
Анастасия Волочкова встретилась с блогерами
Экс-рижанин на московской сцене. +Видео
Игорь Верник бросал не только женщин