К нашему недавнему посту «Союз в резиновых сапогах» о 10-летии программы пусков ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Здесь, в Дубае на IAC2021, тема получила неожиданное продолжение, а «союзовский старт» в Куру, — шанс на спасение.
С одной стороны, ESA вводит в строй новую РН Ariane 6, которая благодаря универсальности (средний/тяжёлый класс, в зависимости от числа разгонных блоков) перекрывает и нишу «Союзов». С другой стороны, с начала 2023 г. вступает в силу запрет Пентагону на запуски своих спутников российскими РН. Это был чёткий сигнал США всему коммерческому рынку, и результаты не заставили себя ждать. К примеру, британский OneWeb, будучи одним из якорных заказчиков на коммерческие пуски Роскосмоса, вынужден был начать переговоры по запуску своих спутников II поколения уже индийскими РН.
Вчера глава Роскосмоса на пресс-конференции рассказал, что Россия ведёт переговоры с ESA и прорабатывает два варианта сохранения пусковой активности на Куру после 2023 г. Либо стартовый комплекс будет загружаться собственными федеральными пусками (удобная площадка для ГСО). Либо комплексу придадут статус пилотируемого, с переносом туда части пусков РН «Союз-2», к примеру, — всех туристических (потребуется доработка РН до тропического варианта, а также мобильной башни обслуживания).
Глава Роскосмоса отметил, что если европейцы в итоге будут осуществлять хотя бы один пуск «Союза» в год, и еще пару пусков Россия, то уже это сохранит его рентабельность. Держим пальцы!