Дорога — это не только слой асфальта, который мы видим и по которому ходим. Это сложная и многослойная конструкция, которая уходит на большую глубину. Именно поэтому каждый этап строительства должен выполняться в соответствии с ГОСТами. Иначе вся конструкция получится недостаточно крепкой и долговечной.
Четыре ключевых слоя дорожного полотна
Дорожная «одежда» состоит из четырех блоков:
- земляной — естественный грунт или насыпной;
- песчано-подстилающий слой — создается песчаная подушка;
- щебеночно-подстилающий слой — отвечает за равномерное распределение нагрузки прочность полотна;
- само асфальтобетонное покрытие.
Каждый слой нужно тщательно уплотнить. По итогу заказчик получает акт скрытых работ, после чего можно переходить к следующему слою. Вкратце рассмотрим, как дорога строится послойно.
Подготовка земляной траншеи
Если дорога строится на выбранной территории впервые, обязательно снимается слой грунта. Например, для укладки тротуаров достаточно снять 15–25 см почвы, а для магистралей котлован должен быть глубже. Для этой цели используются бульдозеры и погрузчики, а разравнивание земли проводится с помощью грейдеров. Обязательно хорошо уплотнить стенки и дно траншеи.
Если происходит замена старой дороги на новую, то с помощью отбойных молотков и фрезы снимается старый слой асфальта. Если разрушения затронули подстилающие слои, они также достаются, а траншея обновляется.
Создание основания
Основание состоит из двух слоев: песчаной подушки и слоя щебенки. Для дороги с небольшой транспортной нагрузкой и слоем асфальта в 5 см величина основания будет следующей: 30 см песчаной подушки, 25 см слоя разнофракционной щебенки.
Когда песчаная прослойка сформирована, сверху укладывается щебенка: внизу — крупная фракция, сверху — мелка. Это делается для того, чтобы мелкофракционный камень заполнил пустоты между крупными камнями.
В некоторых случаях вместо щебенки используют железобетонное основание. Сверху на песчаную подушку укладываются металлическая арматура или стекловолокно.
Укладка асфальта
Следующий этап — создание верхнего слоя дорожного «пирога». Асфальтовая смесь привозится на место работы в самосвалах, распределяется грейдером по поверхности будущей дороги. Принцип тот же, что и в случае с укладкой щебня: снизу крупные фракции, сверху — мелкие. Толщина одного слоя обычно составляет 5 см. Если предполагается, что транспортная нагрузка на поверхность будет высокой, возможна укладка двух или трех пятисантиметровых слоев асфальта. Каждый тщательно утрамбовывается.
Полезные выдержки из СНиП в редакции 3.06.03-85:
- Поверхностную обработку полотна нужно проводить при +15 градусах по Цельсию и выше. Если используется катионная эмульсия, может быть холоднее — от +5 градусов.
- Щебень должен быть не ниже 1200 марки — из трудношлифуемых изверженных и метаморфических пород, с зерном в виде куба величиной до 20 мм. Щебень должен быть чистым, без глины и пыли.
- В качестве вяжущего вещества нужно применять битумы и полимерно-битумные составы. При создании дорог на участках с затрудненными и опасными условиями движения, а также в областях с резко континентальным климатом в битум должны добавляться полимеры класса термоэластопластов.
Дорога будет прочной и надежной при соблюдении нескольких важных условий: правильное проектирование, качественные материалы, профессиональное выполнение всех работ по ГОСТу. Если хотя бы один элемент не будет соответствовать высоким требованиям, результат получится ниже среднего. Именно поэтому так важно подобрать надежного исполнителя.