Русское слово "штаны" происходит от тюркского "ыштан", что означает буквально подштанники, нижняя одежда. А слово "брюки" мы заимствовали у голландцев в эпоху Петра I, оно происходит от "broec", искаженного галльского "braca" - штаны. Русское же слово "портки" буквально означает выпоротый из ткани, на современный русский их было бы правильнее перевести словом "тряпки".
Дело в том, что штаны для народов, живущих на равнине и занимающихся земледелием, имеют очень мало значения. Повсеместно такие люди носили набедренные повязки или что-то вроде шортов. Их можно увидеть в трацидонных костюмах японцев, римлян и греков, китайцев и даже индейцев и индусов. Необходимость надеть штаны появляется, когда человек собирается идти на охоту или отправляется куда-то верхом на лошади.
Именно с распространением верховой езды ученые связывают поголовное распространение штанов в Греции и Риме, которые когда-то считали штаны варварской одеждой.
Пеший путешественник или верховой ездок вынуждены думать о защите своих ног. Поэтому сама собой напрашивается идея соорудить что-то вроде ковбойских чапов или японских хакама - которые надеваются на ноги дополнительно, в качестве защиты.
Когда именно появились первые штаны - неизвестно. Но точно ясно, что популярный образ первобытного человека, как попало навязавшего на себя шкуры животных - недостоверен. Уже в самых древних могилах, где находят одетых людей, отмечают, что одежда всегда сшита на теле и конечностях человека. Методы этого сшивания могут быть разные: кожаные и травяные ремешки, собственно шитье жилами животных, закрепление слоев шкур и их фиксация внахлест.
Так, на знаменитой мумии Этци, жившего 5300 лет назад в Альпах, найдены штаны, сшитые сразу из нескольких шкур животных. Вся остальная его одежда также прошита и подогнана по фигуре.
Сама форма множественного числа, в которой мы используем слова "штаны" или "брюки" указывает на то, что раньше это был двойной предмет одежды. То есть, как упоминавшиеся выше ковбойские чапы, каждая штанина надевалась на ногу и закреплялась на поясе отдельно.
Штаны как предмет одежды не получили распространение только в тех местах нашей планеты, где люди так и не смогли окультурить лошаль. И, наоборот, как только лошадь появлялась в их культуре - например, у североамериканских индейцев - они тут же переходили от своих традиционных набедренных повязок и плащей-пончо к нормальным полноразмерным штанам.