Найти тему
Егор Переза

11 августа из Очакова в крейсерство отправилась бывшая царская яхта «Ливадия».

В районе Варны ей удалось захватить и уничтожить четыре небольших турецких судна. Но вскоре «Ливадия» напоролась на корвет «Ассари Тевфик». Временами расстояние между кораблями доходило до 30 кабельтов (5556 метров). Турок не мог вести огонь в носовом секторе и поэтому норовил повернуться к «Ливадии» бортом, чтобы она оказалась в секторе обстрела 9-дюймовых пушек барбета и каземата. За счет каждого такого поворота корвета «Ливадия» увеличивала дистанцию. Чтобы увеличить ход, с яхты выбросили лишний уголь и вылили воду. Погоня длилась 18 часов, пока «Ливадия» не укрылась в Севастопольской бухте. Турки настолько увлеклись погоней, что вошли в зону действия береговых 9-дюймовых пушек. Однако русские артиллеристы открыли огонь с предельной дистанции и, естественно, не попали. Не желая испытывать судьбу, турки развернулись и ушли полным ходом. Это была единственная стрельба русской береговой артиллерии по морским целям за всю войну.

21 июля пароход «Эльбрус» возле Пендераклии сжег парусную шхуну с грузом пшеницы. В то же время пароход «Великий князь Константин» крейсировал у самого Босфора, где сжег четыре небольших коммерческих судна. Макаров приблизился на 20 миль к входу в пролив.

Наибольший успех среди всех пароходов «активной обороны» достался пароходу «Россия», который вступил в строй последним, 1 декабря 1877 года. В свой первый боевой поход «Россия» вышла из Одессы 11 декабря в сторону азиатского берега Турции. На следующий день «Россия» встретила пароход «Мерсина», перевозивший 800 турецких солдат. На борту «Мерсины» были две пушки, но первый же снаряд, выпущенный «Россией», заставил турок сдаться. «Мерсину» привели в Севастополь, где ее переклассифицировали в пароход «активной обороны» и назвали «Пендераклией». Она должна была нести две 6-дюймовые и три 9-фунтовые пушки и две 6-дюймовые мортиры. Однако до конца войны ввести в строй «Пендераклию» не удалось [Зато потом она плавала до конца Первой мировой войны, а в 1920 году ушла с эскадрой Врангеля в Бизерту - прим. ред.].

Наибольшая же слава выпала пароходу «Веста». 17 июля, находясь в крейсерстве в 35 милях от Кюстенджи (Констанцы) в районе румынского побережья, «Веста» встретилась с корветом «Фехти Буленд». Завязался бой. Согласно докладу командира «Весты», капитан-лейтенанта Н.М. Баранова, бой длился 5 часов. Средняя дистанция боя составляла около 2200 метров, но временами корабли сближались до 700 метров, и тогда турки вели даже винтовочный огонь, а русские отвечали из 44-мм (1,75-дюймовых) скорострельных орудий Энгстрема.

Противнику удалось вывести из строя одну 6-дюймовую мортиру, но остальные мортиры действовали успешно. В частности, лейтенанту З.П. Рожественскому якобы удалось попасть из мортиры (!) в башню корвета и вывести ее из строя. Затем на корвете возник сильный пожар. В конце концов, поврежденный «Фехти Буленд» ретировался. «Веста» имела серьезные повреждения, были убиты 3 офицера и 9 нижних чинов, ранены 4 офицера и 17 нижних чинов.