Я Ксения, живу в Чили с мужем Марко. Он индеец мапуче.
Моя свекровь любит выращивать растения, чаще всего лекарственные, а также покупает разные экзотические для меня растения, например, «хвост лошади» («cola de caballo») и другие с подчас странными названиями.
В этот раз на кухне я увидела веточки какого-то растения, спросила у нее что это. Свекровь сказала, что это «канело», дерево индейцев мапуче, обладающее силой в разных областях. И с энтузиазмом начала мне перечислять его качества.
Свекор, как обычно, вставил любимую шутку, о том, что свекровь мапуче. Сказал:
- Да, это ваше индейское дерево, твои родственники его очень ценят. И еще они опять жгут Арауканию.
Свекровь ответила:
- Арауканию жгут не мои родственники, да и вообще я тут не единственная мапуче, и, в отличие от тебя, я не чистокровная индеанка, у меня есть европейские корни.
Забавно слышать эти шутки свекра, когда свекровь их воспринимает серьезно и начинает себя «защищать».
Ведь она очень мягкая, добрая женщина и в своем поведении не очень похожа на то, какие по характеру мапуче. Наверное, то, что у нее также есть французские и испанские корни, играет свою роль.
Мапуче- это очень воинственный и упрямый народ. По рассказам Марко, мапуче невозможно в чем-то переубедить, или заставить сделать. Даже в мелочах.
Например, неподалеку один мужчина мапуче складывал мусор у себя во дворе, и ни уговоры соседей, ни приезды полиции его не могли заставить очистить территорию. На очередной приезд полиции он вышел с палкой, готовый бороться до конца.
На днях, кстати, он открыл продовольственную точку – продает овощи, с виду приятный и доброжелательный.
Мапуче, в отличие от инков и ацтеков, не имели единственного правителя, которому надо поклоняться, ведь они не способны кому-то подчиняться. У них были лонко, избираемые народом вожди, у каждого района свой.
Также они не избирали себе божество, которому надо служить, верили лишь в силу природы и леса.
Эти люди довольствовались тем, что им дано и не стремились захватывать новые земли. А так как их воинственный характер не позволял спокойно сидеть на месте, они придумывали бои друг с другом, шли «районом на район», лишь бы выплеснуть накопившуюся энергию, а потом весело отмечали победу.
По причине такого характера они не создавали государство, империю, они просто жили на своих землях до прихода европейцев, которые хитростью забрали у них большинство земель. И тогда началась их борьба за возврат земель.
Характер мапуче прослеживается и в том, что происходит сейчас в Араукании.
Я вам рассказывала, что индейцев мапуче не смогли победить ни инки, ни конкистадоры. Мапуче не смирились с захватом их земель и борются до сих пор.
На днях в Араукании ввели режим ЧП.
Но как говорят сами мапуче, это не они устраивают все, что показано в новостях. Мапуче ходят по инстанциям, подают петиции, просят вернуть им земли и совершают вынужденные поджоги на предприятиях, которые строят на их землях и загрязняют окружающую среду.
Им ничего не остается, как это сжигать, чтобы сберечь природу. Ведь для мапуче природа священна.
А поджоги машин и тд – это, как они говорят, провокация, использование их имени для отвлечения внимания от других проблем в стране.
Как вы считаете, заслуживают мапуче возврата своих земель? И правильно ли делают, что до сих пор за это борются?
Статья, где я рассказываю о непобежденных мапуче:
Статья о другом священном дереве мапуче: