Возвращаюсь недавно домой, прохожу по парку. Пруд, клумбы, аккуратные дорожки, опавшая листва тщательно собрана и сложена в «стожки» на газонах – идиллическая картинка «очей очарованья». Парк полон людей – центр города, погода позволяет, вход свободный, что ещё нужно туристу?
Неподалеку от местной достопримечательности – красивого особняка ХIХ века прогуливается компания – две женщины, две девочки. Все яркие, нарядные, весёлые.
С неудовольствием отмечаю, что девочки бегают по газону и раскидывают кучи листьев. Потом понимаю, что делают они это по просьбе их мамы – она фотографирует их на фоне летающих листьев. Когда я подхожу совсем уж близко, слышу, как одна из женщин предлагает: «А давайте вы листья будете кидать вот здесь, на ступеньках дворца!» Девочки мигом выполняют просьбу, и вот чистые ступеньки и дорожка приобретают неухоженный, грязный вид.
«Не забудьте, пожалуйста, убрать листья за собой» – вполне доброжелательно обращаюсь к девочкам. На их лицах появляется недоумëнное выражение, но на защиту тут же подлетает женщина –
Дворники уберут, им за это деньги платят!
На моё возражение, что это именно девочки под руководством взрослых испортили результат труда дворников, женщина удивлённо спросила:
А вам-то что?
Я сообразила, что это тот самый случай, когда объяснять детские истины про уважение к чужому труду и «чисто там, где не сорят…» уже безнадёжно.
Поэтому опять-таки вполне мило обратилась к девочкам, которые растерянно стояли на ступеньках и слушали наш разговор. «А откуда вы приехали к нам?». Одна из подружек радостно начала: «Из…», но дальше произнести ничего не успела, поскольку женщина резко и агрессивно перебила её: «А чего это приехали сразу, может, мы местные…»
Не обольщайтесь, с таким отношением к жизни вы никогда не будете «местными».
Снобский ответ? О да! Но мне очень хотелось зародить в девочках сомнение в модели поведения их взрослых спутниц.
Уходя, я услышала, как девочка спрашивает: «А как она поняла, что мы приехали из…»
Я специально не хочу упоминать название города, где живут эти «туристы». Город не виноват, что некоторые его жители так и не научились быть людьми.