"...Простор небес и ширь полей безбрежных,
И шум дубрав, и трели соловья,
И гул копыт, и битвы ад кромешный -
Здесь начиналась Родина моя..."
(Михаил Калинкин)
Первое ратное поле России
Где находится первое ратное поле России? Увы, но далеко не каждый встречный ответит на этот вопрос правильно. Хотя находится оно на юге Тульской области, всего в 300 км от Москвы. Именно на Куликовом поле 8 сентября 1380 года войска Дмитрия Московского нанесли поражение золотоордынской армии и предопределили дальнейшее развитие российского государства.
Сам термин «Куликовская битва» принадлежит перу Николая Карамзина. В своей «Истории государства российского» он красочно описал победу русских войск, а самого Дмитрия Ивановича представил идеальным правителем и воином.
В XIV век могущество Золотой Орды сильно пошатнулось. Кочевое восточное государство вступило в период «Великой замятни». Так историки назвали междусобные войны, которые ханы активно вели друг с другом. Политическая ситуация менялась. Орде всё труднее становилось удерживать за собой положение лидера, которому безоговорочно подчинялись завоёванные княжества. Русь почувствовала, что сопротивление монголо-татарам не только возможно – оно неизбежно.
Лидером сопротивления стал великий князь московский и владимирский Дмитрий Иванович. Покорив удельных князей, он навсегда перевел ярлык на великое княжение в Москву, построил каменный кремль и превратил этот город в столицу единого государства. К решающей битве с ордынской армией Донской готовился долго. В первую очередь из-за того, сам вел «четырёхстороннюю войну».
Дмитрий враждует с Тверью, Рязанью, Литвой и, конечно, с Ордой. В 1371 году он идет походом на Рязанское княжество и его воевода Боброк-Волынский наносит тяжелейшее поражение рязанским войскам. Тогда же происходят важнейшие события "третьей литовщины", в результате которой в 1372 году будет подписан мир. Пора заняться следующими врагами. И Дмитрий сначала подписывает перемирие с Тверью, а затем, набрав силы, обрушивается на нее силами объединенного войска. Это произойдет в 1375 году - рассказывает Олег Генрихович Вронский, доктор исторических наук.
Благословение Сергия
«Не мир я вам принес, но меч» - читаем мы в девятой главе Евангелия от Матфея. Русская православная церковь настолько была впечатлена бесчинствами, которые творили захватчики на нашей земле, что не раз выступала не только миротворцем, но и вдохновителем борьбы. Хрестоматийно известно благословение Сергия Радонежского, о котором мы читаем и в «Житие Сергия», и в «Слове о житие великого князя Дмитрия Ивановича», и в «Сказании о Мамаевом побоище». И здесь преподобный Сергий по существу отвечает на три вопроса, которые поставил перед ним Дмитрий.
1 вопрос: "А правильно ли сделал Дмитрий вступив на путь войны?". И Сергий отвечает ему: "Не ты вступил на путь войны, а Мамай, готовящийся обрушить свои силы на Москву"
2 вопрос касается возможности победы. И в нем тоже нет никакой агрессии. Сергий после ночной молитвы говорит: "Идм, Господь поможет тебе. Со славой в Отечество свое возвратишься.
3 вопрос был личным. "Смогу ли я выжить в этой битве?" - спрашивает Дмитрий Иванович. И ответ: "Не теперь умереть тебе княже, но для многих смертные венцы плетутся"
рассказывает Олег Генрихович Вронский, доктор исторических наук.
Все исторические источники упоминают кровопролитный характер Куликовской битвы. Вместо привычной тактики наскоков ордынская конница была вынуждена вести тяжелые изнурительные фронтальные атаки. И только после трех часов безуспешных попыток монголо-татарские войска прорвали русские отряды на левом фланге. Создалась критическая ситуация окружения. И тут свою роль сыграл легендарный засадный полк, спрятавшийся в Зеленой Дубраве.
Сегодня о Куликовской битве написано столько научных и тем более околонаучных книг, что ими можно было бы выложить все поле, на котором сражение состоялось. Историки ведут споры, дают разные оценки ходу сражения, численности войск. Но точный и безапелляционный ответ в подобных дискуссиях только один. Его дал доктор исторических наук Лев Николаевич Гумилев:
«Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, вернулись оттуда русскими, хоть и живущими в разных городах. И потому в истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».