Задумывались, почему бы главным героям сказок просто не открыть крышечку сосуда или не позвать джинна, а нужно именно потереть сосуд или лампу?
В этом вопросе нам поможет разобраться русский учёный - фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп.
В сказках Джинн – это один из волшебных помощников главного героя, обычно исполняющий три его желания. Похожих помощников в сказках много: Конёк-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и т.д. Они, как и волшебные предметы (ковёр-самолет, сапоги-скороходы, гусли-самогуды и др.), помогают достигать герою поставленной цели. Да что уж тут греха таить, посмотрим правде в глаза – волшебные помощники практически всё и делают за главного героя в сказках. Помощники переносят его на дальние расстояния, похищают за героя невест, спасают от погони и многое другое.
Так вот прежде всего, главному герою нужно уметь этих волшебных помощников как-то вызывать. И тут в ход идёт всё, что можно: и специальный свист, и заклинания, а иногда и другие подручные предметы.
Вот на предметы мы с вами посмотрим более пристально. Предмет, у которого больше всего очков по шкале крутости вызывания духов – это огниво. Кто не знает, это такое приспособление для получения открытого огня. Простейшее огниво состоит из кремня и кресала. Но это уже более современное приспособление, а когда-то древние люди добывали огонь путем простого трения камешек о камешек или камешек о дощечку и т.д.
Итак, с древних времён в голове у человека засело золотое правило: чтобы вызвать волшебного помощника, нужно что-то потереть.
Есть одна белорусская сказка, в ней герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табака, но есть огниво «кремешок и мысатик». Он думает: «Дай, я попробую сикануть! Это подорожному человеку сгодится». Сиканул он мысатиком по кремешку и тут же выскакивают 12 молодцов с вопросом: "Что тебе от нас нужно?".
Это объясняет нам и лампу Аладдина, и может быть и то, что и волшебное колечко иногда нужно потереть, чтобы явился дух-помощник.
#фольклор #сказка #сказки #мифы и легенды #мифология #аладдин #волшебная сказка