Не секрет, что в этом мире каждый сам за себя. Ну, или за свою семью, как максимум. Требовать чего-то отличного, более масштабного - утопия. Впрочем, нынешняя логика вполне продуктивна, если реально работать и подавать признаки роста.
Этот пост - "в защиту" районных музыкальных школ и школ искусств, которые, по факту, и в защите-то не нуждаются... Разве что - от философии кружковости.
Не переводятся на моём канале пламенные комментарии наподобие: руки, мол, прочь от "обычных музыкалок", не приписывайте им сверхзадач, за качеством - в консерваторские спецшколы и только.
Не согласна, резко, однозначно.
"Обычных" школ не существует, ибо каждая уникальна, славна конкретными людьми и обязательно несёт в себе "изюминку". Одарённые дети - везде, ресурсные педагоги - несомненно, тоже.
Я почти полжизни преподаю в Академическом музыкальном училище при МГК. Наша организация широко известна как "Мерзляковка", уважаема и "примагничивает" многих, держит высокий уровень, позволяет дотянуться до мечты выпускникам тех самых "обычных" ДМШ/ДШИ. Мы не обманываем их ожиданий, выводим "в люди", обеспечиваем достойный "трамплин" в консерваторию и прочие музыкальные ВУЗы.
Этот путь, реализуемый также и десятками иных колледжей, достоин внимания. Он заведомо дольше (суммарно школа+училище), чем интенсивная история ССМШ. Контингент училищ более "разношёрстный", неоднородный по данным - и это, не скрою, составляет для преподавателей-теоретиков проблему.
Спецшколы - "пять звёзд", училища - оплот компромиссов.
Но надо понимать, что музыкантство не ограничивается инструментальным исполнительством, а в колледжах ведётся обучение по более широкому кругу специальностей. Особенно впечатляют музыковедение, хоровое дирижирование и вокальное искусство, в ССМШ не доступные.
Мои дети учатся в районной музыкальной школе.
Да, Москва - да, Центр. Но специализированного статуса учреждение не имеет, на него не претендует, реализует программы как предпрофессиональные, так и общеразвивающие. Наша семья держится за любимых, СВОИХ педагогов: менять что-либо, вплоть до поступления наследников в СПО, мы не настроены.
Излюбленный "сторонний" вопрос: какой процент "предпрофовцев" ДМШ/ДШИ реально продолжает свои музыкантские поиски в училищах?
У меня сложился ответ! Складывался он долго. Несколько лет, с самого основания программной "развилки", я наблюдаю за кадровыми процессами в системе музыкальных школ - на примере школы "родной" и не только.
Так вот, на "предпрофе" примерно половина учеников, а то и больше, олицетворяет нежно любимую социумом стратегию "общего развития".
Парадокс? Вполне себе парадокс!
Мотивы - понятны. Клановый перфекционизм, и частенько не без оснований. Привычка семьи всё делать по высшему разряду. До поры до времени это проходит! Нет, не до выпуска: как правило, ситуация определяется раньше.
Вот я и думаю порой о пресловутом разделении программ: а оправдано ли? А нужно ли?
Не зря ли система треплет детям и родителям нервы, венчая каждый учебный год напряжённейшим испытанием "навылет", да ещё и по стобалльной системе?
И уж точно, никому не способствуют материнские обиды-мольбы-истерики и жёсткие отцовские речи на тему "Оставьте моё чадо на предпрофе"...
Зачем?
Взвинтить требования, чтобы учебная программа начала, наконец, соответствовать своему наименованию? Тоже абсурдно, причём по всем статьям. Безжалостно. Не будет понято и принято. Технически крепкие и особо реактивные/"слухастые" дети утекут в ССМШ, остальные приобретут тяжелейший комплекс неполноценности - даже если когда-либо настраивались на поступление в училище.
Итак, друзья, вопрос к аудитории.
Как вам "предпроф для общего развития", который, по факту, имеет место в наших доблестных музыкальных школах?
Созвучна ли вам сепарация направлений? Считаете ли вы её достаточно честной? Заметен ли организационный результат?