Найти тему
Хихидна

Медвежьи ушки

Какие красивые ушки!:)
Какие красивые ушки!:)

Началось всё с недоразумения. В пятницу после уроков нас задержали.

- Ребята! – голос учительницы звучал торжественно, - В нашей школе будет проходить Ярмарка мира!

Мы завертели головами, вопросительно глядя друг на друга, что это за зверь такой?

- К сожалению, - продолжила учительница, - В ярмарке принимают участие только классы с четвертого по десятый.

Была осень 1980-го, мы только пришли в третий класс. Информацию восприняли спокойно, ну не участвуем в какой-то там ярмарке, ну и ладно, не больно-то и хотелось! Но учительница укоризненно посмотрела на нас:

- Вот уж не думала, что вы такие чёрствые! Неужели вам не жалко бедных голодающих детей Африки?! – её голос звенел от напряжения, и мы тут же прониклись: голодных детей, вне зависимости от того, где они живут, было жалко.

Увидев, что мы внимательно слушаем, учительница радостно воскликнула:

- Но я нашла выход, как нам поучаствовать в школьном сборе денег в Фонд мира! Завтра суббота, уроков не будет, - мы радостно загалдели, но она продолжила, - И мы, ребята, пойдем с вами в лес собирать медвежьи ушки! Вырученные за них деньги сдадим в Фонд мира. Так что завтра одевайтесь потеплее, и в десять утра собираемся возле школы. А сейчас все свободны, кроме дежурных, остальные по домам.

Она вышла, а мы так и сидели, почти не двигаясь. Я тихонько спросила:

- Собирать МЕДВЕЖЬИ УШКИ? Это как?

Все вдруг вскочили, начали кричать, перебивая друг друга:

- Разве медвежьи уши на земле валяются? Нам их от живых медведей отдирать? А если медведи сами нам уши оторвут?!

Последний вопрос повис в воздухе. Мы растерянно смотрели друг на друга, и вдруг тоненько заплакала Оля, самая тихая девочка в классе:

- Я боююююсь!

Коля решительно сказал:

- Никуда завтра не пойдем! Правда, ребята?

Мы согласно закивали, конечно, не пойдем! Неведомых детей Африки было жалко, но идти и собирать для них медвежьи уши мы не хотели.

Утром в субботу позвонил Колька:

- Уговор в силе? Никуда не идем? Я пацанам звонил, они тоже дома сидят!

Я положила трубку.

- Таля, куда вы не идете? – папа как раз проходил мимо и услышал конец нашего разговора.

- Представляешь! – возмущенно начала я, - Нас хотели сегодня заставить собирать медвежьи уши! Вот мы и решили всем классом, что не пойдем!

Папа вздохнул:

- Доча, что плохого в сборе толокнянки? Помнишь, я её вам показывал, еще говорил, что это лекарственное растение.

- Какая толокнянка? Я тебе про уши! Медвежьи! – уточнила я.

- Ну так эти уши и есть толокнянка. Она по-другому называется «медвежьи ушки», - папа терпеливо объяснял, что я не права, - Так что пулей одеваться, и потеплее. И да, Коле позвони!

Хорошо, что было только 9 утра, мы успели обзвонить одноклассников, а к тем, у кого не было телефонов, отправили гонцов из ребят, что жили по соседству. В 10 все собрались на школьном дворе, готовые к подвигам.

В лесу учительница показала нам, как выглядит толокнянка и рассказала, как собирать:

- Старайтесь листочки чистить, чтобы не было брака. Помните о тех, кому мы с вами сейчас помогаем, и пусть это будет для вас главным, понятно? И далеко не разбегаться, ходите по двое-трое.

Мы с пацанами нашли хорошую полянку, где этих медвежьих ушек было завались, наши полотняные мешки быстро наполнились. Изредка попадались ягодки, и Колька подозрительно сказал:

- А мы точно толокнянку собираем? А то ведь так на бруснику похожа!

- Ты чего? Учительница показала, что собирать, - Севка говорил весьма безапелляционно, - Не могли же мы перепутать!

- Конечно! – я горячо поддержала Севку, что его немало удивило, обычно я возражала только лишь бы против, - Не могли мы перепутать!

Но Колька всё равно сомневался, пока его мучения не разрешила учительница:

- Да, правильно! Никакая, Коля, это не брусника! Ты что, дурачок, неужели отличить не можешь? Тоже мне, северный житель!

Собрали довольно много. Девочки пошли по домам, а несколько мальчиков под руководством учительницы отправились в аптечный пункт, где принимали травы у населения.

Я сидела дома и пила чай, когда пришёл хмурый Колька. Судя по одежде, домой он еще не заходил. Мальчик пожаловался моему папе:

- Представляете, дядя Игнат, это оказалась всё-таки брусника! Я был прав, когда так сказал, но она (Коля назвал учительницу по имени) меня высмеяла и сказала, что я дурак! Но я же помню, как Вы нас учили! А теперь в аптеке нам сказали, что мы неправильно собрали!

- Толокнянка и брусника – родственницы, их лечебное воздействие очень похоже, - папа старался сгладить провинность учительницы, - В аптечном пункте и бруснику должны принять.

- Нет! Они сказали, что брусничные листья сейчас не принимают, только через 2 недели начнут! А сейчас принимают только толокнянку!

Наша учительница была молоденькая, мы были её первыми учениками, конечно, ошибки были неизбежны. Но она не умела признавать свои ошибки (именно она предлагала нам сделать скворечники, чтобы кормить (!!!) голодных птичек. Тех самых, которые в наших краях никогда не водились, история здесь). В понедельник на первом уроке она объявила:

- В аптеке нашу толокнянку не приняли. Но я уже пообещала завучу, что наш класс внесет в Фонд мира определенную сумму. Поэтому завтра все приносят и сдают по 50 копеек.

Чёрт, она даже не призналась, что это была брусника!

Но сама идея была неплоха. Почти две недели мы с друзьями бегали собирать толокнянку и сдавали её в аптечный пункт. Прямо там, в пункте, были выставлены дефицитные товары, которые можно было обменять на собранные травы. Нашей мечтой был настоящий футбольный мяч, только насобирать на него так и не получилось. После каждого расчёта мы шли в кафетерий при местном универмаге «Полюс», покупали там пирожное «картошка» по 22 копейки штука и стакан лимонада «Буратино» за 4 копейки.

Через две недели резко выпал снег, и мы это дело прекратили.

Толокнянка обыкновенная, она же медвежьи ушки:)
Толокнянка обыкновенная, она же медвежьи ушки:)