А вот спросят меня: кто твой любимый режиссёр? Тут я не буду оригинальным: Квентин наш Тарантино. Но почётное второе место держит испанец Алекс де ла Иглесиа. Оба - лютые циники и любители проливать кровушку почём зря. Но если у первого главное - "смотрите: у Невесты комбинезон, как у Брюса Ли", то у второго - "не мы такие- жизнь такая". То есть, Квентин - это киноманские отсылки, Алекс - мощный социальный подтекст.
Фильмов последний наснимал довольно много. И останавливаться, судя по всему, пока что не планирует. Каждого нового шедевра жду как праздника. А началось всё в 1992 году...
"Операция "Мутанты"/Acción mutante (1992)
Первый полнометражник Алекса де ла Иглесиа. Единственный фильм мастера, стопроцентно попадающий в категорию "фантастика" (а также "постапокалипсис" и даже "киберпанк"), хотя прежде всего это, как и почти все его фильмы, чёрная комедия.
Недалёкое будущее, где во главе общества стоит евгеника: полноценными гражданами считаются только красивые и здоровые люди (да-да, как в "Гаттаке"). Банда, состоящая из генетических отбросов (горбун, сиамские близнецы, даун и другие интересные личности) похищает красавицу-дочь известного магната, чтобы получить выкуп. Затем главарь банды оперативно истребляет подельников, чтобы ни с кем не делиться. Высаживается на полузаброшенной планете и вместе с пленницей отправляется в условленное место, чтобы получить деньги. По пятам идёт один из выживших членов банды - сиамский близнец, таща за собой мумию брата, а также семейка чокнутых шахтёров. Заканчивается всё грандиозной перестрелкой в местом баре...
Начинается уныловато, зато к концу раскочегаривается. Этакий развесёлый балаган в стиле раннего Питера Джексона (кто понял, тот понял). К счастью, де ла Иглесиа вовремя одумался и уже в следующем фильме сделал упор на социальщину и сатиру.
"День зверя"/El día de la bestia (1995)
Некий священник вычислил, что антихрист должен родиться на днях и не где-нибудь, а в Мадриде. Падре решил срочно втереться в доверие к сатане, чтобы подобраться к дьявольскому ребёнку и укокошить его. А для этого пустился во все тяжкие: сперва грешил по-мелкому, но потом понял, что этого недостаточно, и решил продать душу дьяволу.
И пока падре носился по городу в поисках то крови девственницы, то сатанинской библии, то ещё каких артефактов, банда под названием "Чистый Мадрид" вершила собственное чёрное дело - истребляла бомжей, эмигрантов и прочий нежелательный элемент. Рано или поздно их дороги должны пересечься....
Perdita Durango (1997)
Тот случай, когда писать перевод названия русскими буквами не буду, хотя это всего лишь имя главной героини (Дзен блокирует публикации и за меньшее).
Итак, эта самая П. Дуранго — простая мексиканская девушка с телом топ-модели «Плейбоя» и обезьяньей мордочкой — встретила мужчину своей мечты, бандита-маньяка-сатаниста Ромео, вместе они отправляются на дело: нужно переправить из пункта А в пункт Б грузовик с человеческими эмбрионами для косметических целей. По пятам уже идёт полиция, да к тому же и сами заказчики планируют избавиться от исполнителей...
Это могло бы быть обычным боевиком с мексиканским колоритом, но когда за дело берётся Алекс де ла Иглесиа, зритель заранее знает, что его ждёт феерическое зрелище (и очень сильно не для всех, подробности опустим, а то точно забанят). И всё это вроде как комедия, только ни разу не смешно и никому из героев не тянет сочувствовать, даже юной парочке, которую герои похитили, надругали, хотели принести в жертву, а потом зачем-то таскали за собой полфильма.
Снято это всё по книге. Причём, по другому романа автора Линч снял "Диких сердцем", и в обоих фильмах/романах действует сеньорита Дуранго.
"Умереть от смеха"/Muertos de risa (1999)
"На ваших глазах я получу тридцать три подзатыльника... это очень смешная комедия..."
Единственный из фильмов де ла Иглесиа, который можно стопроцентно назвать комедией без приставки "чёрная". Безобидное кинцо. Сюжет: два неудачника из-за забавного стечения обстоятельств стали звёздами стенд-ап комедии (хотя их шутки заключались в том что один лупил другого по роже, как Арлекин - Пьеро), после чего люто возненавидели друг друга и стали чинить козни.
Забавно, но чаще скучновато. Испанцам этот фильм, наверное, интереснее смотреть: история начинается в 70-х - комически обыгрывается телевидение того времени (мелькает даже молодой Ури Геллер). Кроме того, в сюжет время от времени вторгаются большие события, вроде смерти диктатора Франко и военного переворота 1981 года.
"Коммуналка"/La comunidad (2000)
Джулия - тётка образца "55 - баба ягодка опять" - для поправки бюджета работает продавцом недвижимости. Пытаясь загнать квартиру в старом многоквартирном доме, случайно обнаруживает нехилый клад - 300 миллионов испанских песет. Перед женщиной замаячил было мираж безоблачной жизни, но не тут-то было - остальные жильцы (целая куча сварливых стариков) тоже знают про клад и живой Джулию не выпустят. Старый дом превращается в поле битвы...
Я бы сравнил "Коммуналку" с "Типа крутыми легавыми": там тоже пожилые люди олицетворяли вселенское зло. Вообще, название "Коммуналка" - это происки переводчиков, в оригинале, кажется, имелось в виду нечто вроде круговой поруки, которой были связаны жители старого дома. Впрочем, эти сварливые старики - ну чисто обитатели "Вороньей слободки", хоть и живут в больших хороших квартирах.
Хотя это и комедия, но шуточки тут жёсткие, а под конец начинается суровый расколбас.
"800 пуль"/800 balas (2002)
Каскадёры, каскадёры,
Мы у случая прекрасного в гостях.
Это наша судьба,
Мы не можем иначе!
В испанской глуши среди пустынь стоит бутафорский городок, где бывшие каскадёры, снимавшиеся в вестернах, развлекают туристов представлениями на тему Дикого Запада. Они не знают никакого другого ремесла, у них нет семей и вообще - никаких связей с реальным миром. А руководит этой артелью обаятельный старикан, в молодости дублировавший самого Иствуда.
Ближе к концу фильма городок выкупят для постройки нового парка аттракционов, а "ковбоям" предложат съехать. На что те возьмут в руки оружие, заряженное не холостыми, а настоящими патронами, и займут круговую оборону.
Комедийный антиреализм фильма и откровенная клоунада некоторых персонажей слегка портит удовольствие от просмотра. Ведь по сути-то дела о чём кинцо? О том, что каждый человек мечтает найти в жизни такое вот небольшое уютное местечко, и если нашёл - то и не фиг его оттуда выковыривать. Тема серьёзная.
"Идеальное преступление"/"Идаельное преступление"/Crimen Ferpecto(2004)
Жил-был 35-летний мачо-мэн Рафаэль Гонсалез. Работал в большом торговом центре, в отделе женской одежды, талантливо разводил покупательниц, а после работы приходовал продавщиц - ясное дело, не всех подряд, а только модельной внешности. И вдруг его безоблачное существование кончилось: как-то раз подрался он с коллегой-завистником и случайно ухлопал его. Избавиться от тела и подозрений полиции помогла одна страшненькая продавщица по имени Лурдес, взамен попросив сущую мелочь - жениться на ней...
Если разобраться, Лурдес была не такая уж и страшная (не кривая, не горбатая и не одноногая) - страшной она казалась лишь Рафаэлю, избалованному вниманием красивых, независимых дам. А на самом деле Лурдес была... самая обыкновенная, среднестатистическая обывательница.
Разумеется, Лурдес страх как хотела замуж за настоящего мужика. Но в том-то и дело, что идеальный супруг для обывательницы должен быть не настоящим мужиком, а тряпкой, чтобы ездить на нём верхом, пить его кровь и выкачивать деньги. Поэтому Лурдес подвергла свежеиспечённого муженька такому жёсткому прессингу, что тот поневоле начал планировать новое преступление...
Продолжение следует...
Другие заметки о кино "не для всех":
Что посмотреть, если понравилась "Игра в кальмара".
Интересные российские кинопритчи "со смыслом".
Очень странные, но по-своему притягательные музыкальные фильмы.