Найти в Дзене

Архетипичность "Игры в кальмара" (осторожно: есть спойлеры!)

У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак...
Что общего у выпускника Сеульского университета, биржевого трейдера (Сан Воо), трудолюбивого, но слишком наивного мигранта из Пакистана (Али Абдул) и человека без определенных занятий, но с багажом долгов и невыполненных обязательств перед близкими (Ки Хун)? Все трое — а также смертельно больной старик, девушка-беженка из Северной Кореи, бандит, проштрафившийся врач, семейная пара средних лет и многие другие — согласились сыграть в 6 детских игр, по итогам которых победитель получит баснословные деньги — 45 миллиардов вон.

Популярность сериала "Игра в кальмара" критики объясняют разными причинами: грамотной маркетинговой кампанией, интересом публики к азиатскому сеттингу, критическим изображением капиталистического строя. Безусловно, всё это поспособствовало росту его рейтингов. Но есть и еще одна особенность сюжета и героев, которую нельзя не отметить, — архетипичность. Все герои четко распределяются по исполняемым ими функциям (по Проппу), а сюжетная линия главного героя, Ки Хуна из Ссанмундона, укладывается в схему пути героя (по Кэмпбеллу):
1) призыв к приключениям: у Ки Хуна нет денег на лечение матери. Помощь оказывает "случайный" прохожий — обаятельный вербовщик, предлагающий герою сыграть в сотки (тут, кстати, возникает забавная аллюзия к "Фаусту": Ки Хун думает, что расплатится за проигрыш телом (подписывает бумаги на нарушение неприкосновенности тела, то есть согласие на продажу почки и других органов), а на самом деле расплачивается душой);
2) отказ от призыва: решение не участвовать в играх по итогам первой игры;
3) сверхъестественная помощь: новая встреча со стариком, который подводит Ки Хуна к решению вернуться в игру.

Следующие этапы — первый рубеж, чрево кита, дорогу испытаний, бездну, трансформацию и апофеоз — герой проходит, играя в игры, подготовленные организаторами "Игры в кальмара". Ки Хун преодолевает препятствия и проходит инициацию: учится смелости, готовности к взаимовыручке, самоотверженности. Герой перерождается, подобно Иванушке в сказке "Конек-горбунок", когда тот поочередно ныряет в чаны с водой, кипятком и кипящим молоком. Это заметно и по изменению поведения, мимики героя: вступает в игру он ребенком-переростком (достаточно вспомнить глупое фото с улыбкой до ушей, сделанное перед первой игрой), выходит постаревшим на жизнь мужчиной.

Любопытно, что игры, которые разрушили нравственно других игроков, напротив, пробудили в Ки Хуне душу, сознание и человеческое достоинство, причем пробуждение героя происходит тогда, когда он получает от кого-то деньги.

Так, первый проблеск достоинства — отказ принять деньги на лечение матери у нового мужа бывшей жены. Ки Хун не готов продать человеческое достоинство (право видеться с дочерью) за деньги ради спасения матери. В конце сериала этот мотив повторяется: Ки Хун не меняет на деньги человеческое достоинство даже ценой отказа от поездки в Штаты к дочери, заявляя организаторам игр: "Я не лошадь! Я человек!"

Кстати, способ героя представляться, непременно упоминая свой родной Ссанмундон, тоже вполне фольклорный: перед нами корейский Илья Муромец, а вернее, Иван-дурак. А Иван-дурак, как известно, дурак только по прозвищу, а на деле мудр сердцем, потому и выходит победителем из любых испытаний.

#игра в кальмара #сериалы netflix #архетипы #фольклор