«Зачем ехать куда попало и гадать, заработаешь там или нет. Я доверяю землякам, они плохого не посоветуют, поэтому еще в самолете знал, что непременно найду работу в Москве», — признался как-то в разговоре знакомый таджик Лутфали, отвечая на вопрос о выборе места трудоустройства в России.
Всегда считала, что благодаря неприхотливости и трудолюбию таджики способны зарабатывать неплохие деньги на любом поприще независимо от города, даже там, где россиянам это кажется невозможным. Однако приятелю удалось меня удивить: никогда бы не подумала, что его земляки составили для себя топ российских городов, куда и предпочитают отправляться на заработки.
Показательно, что возглавляют своеобразный рейтинг Москва и Подмосковье, а таджиков не пугает высокая стоимость патента, продуктов и аренды жилья. У Лутфали на все перечисленное уходит 20 тысяч рублей ежемесячно, но он считает, что зарплата в 80 тысяч окупает расходы. Меня восхитило его умение крутиться на двух работах и еще умудряться в свободное время за деньги переводить документы.
Знакомый уверяет, что в Москве при должной сноровке любой мигрант найдет высокооплачиваемое занятие, но всем землякам он советует заранее ознакомиться с собственными правами и выучить русский язык для надежности и безопасности. Лутфали считает: когда умеешь грамотно ответить — тебя не задирают на улице, а работодатели даже уважают.
Вторым городом в топе таджикских мигрантов оказался Новосибирск из-за спокойного и уважительного отношения местных жителей к приезжим. Лутфали поделился, что его племянник отзывался о горожанах как о добрых, общительных и интеллигентных людях.
Правда, я все же думаю, что главным доводом в пользу Новосибирска остается заниженная, по сравнению с другими российскими регионами, стоимость трудового патента. Само собой, что и работы в городе хватает, иначе таджики бы туда не поехали. У племянника знакомого — сменный график в жилищно-эксплуатационном управлении, а в свободное время он промышляет на рынке, и в итоге получает на руки 40 тысяч ежемесячно.
Екатеринбург привлекает мигрантов тем, что их легко берут на заводы и фабрики, на стройки и фруктовые базы, в магазины и рестораны. Лутфали признался, что если бы по какой-то причине не смог устроиться в Москве, то с радостью отправился бы в Екатеринбург.
Я обомлела, когда услышала, что Свердловская область напоминает ему Таджикистан, и не сразу поняла почему. «Куда ни посмотри — везде таджик, даже русскую речь земляки слышат нечасто», — с улыбкой пояснил знакомый. Он добавил, что в Екатеринбурге рядовой мигрант зарабатывает не меньше 35 тысяч рублей в месяц, работая по 12 часов в сутки. Еще многих привлекает возможность раскрутиться и попасть в число поставщиков орехов и сухофруктов.
Не обошли стороной и северную столицу с ее заводами и магазинами: Лутфали тепло отозвался о Санкт-Петербурге, считая, что там легко трудоустроиться разнорабочим и найти жилье за умеренную плату. Таджикских мигрантов влекут туда хорошие условия жизни и возможность зарабатывать около 50 тысяч рублей ежемесячно.
Но от чрезмерного наплыва приезжих город спасает отсутствие у многих российского гражданства или вида на жительство. Знакомый уверен — чтобы спокойно трудиться в Санкт-Петербурге, нужно обзавестись хотя бы разрешением на временное проживание.
Еще таджики просто обожают Казань с мусульманскими традициями ее жителей. Там легко найти работу на благоустройстве города: выходцы из Таджикистана охотно подряжаются строить здания, прокладывать асфальт, расширять дороги.
Они зарабатывают около 40 тысяч в месяц, не испытывая затруднений с адаптацией, поскольку их обычаи во многом схожи с татарскими. Однако меня удивило, что и таджикские бизнесмены едут в Казань, ассоциируя ее чуть ли не с торговым раем.
После откровений приятеля отметила два фактора, на которые в основном ориентируются мигранты: это количество рабочих мест и земляков вокруг. А в вашем городе много приезжих из Таджикистана? Как думаете, почему?