«С такси теперь беда, белых не хватает, поэтому я удивилась, когда удалось «поймать» зеленую машину с похожим на такси трафаретом. Уже в салоне поняла причину везения и восхитилась: представляешь, попала в настоящий университет на колесах», – заинтриговала по телефону подруга из Тбилиси.
В апреле она жаловалась на многочисленные пробки на дорогах. Водители разноцветных такси выстраивались в длинный ряд и медленно ехали друг за другом, мешая движению других машин. Оказывается, так они бастовали против реформы властей Тбилиси – разделение такси на категории А и В.
Из рассказов подруги поняла, что категория А – «привилегированная», водители могут смело брать пассажиров на улицах и по вызову, устанавливать трафарет «TAXI» и размещать рекламу на машинах. Дополнительно им бесплатно выдадут «шашечки» и выделят специальные парковочные места в столице. Честно говоря, у меня сразу же возник вопрос, в чем подвох, ведь просто так бесплатно ничего не бывает.
Я оказалась права: для получения лицензии категории А таксистам придется изрядно потратиться. Власти требуют, чтобы машины были белого цвета с пятью дверями и рулем с левой стороны. Несогласные что-либо менять могут получить категорию В, но потеряют право использовать опознавательные знаки и брать клиентов на улице. То есть им остается только разъезжать по вызовам, поскольку нарушителей новых правил сразу же штрафуют на 200 лари (64 доллара).
Меня совсем не удивляет, что таксисты протестуют, однако я была ошеломлена реакцией властей на забастовки. Они не отменили и не смягчили новые правила, а предоставили водителям ваучеры на бесплатную покраску либо оклеивание машины белой пленкой, а теперь возмущаются, что мало кто ими воспользовался. Мне вот интересно, как чиновники себе представляют полную переделку кузова, ведь по щелчку пальцев лишние двери не добавятся, да и руль не переместится с правой стороны на левую.
Меня позабавило, что противники реформы не отчаялись и проявили поразительную смекалку – создали образовательную компанию. Теперь под ее эгидой по столице Грузии ездят «шмакси», деньги в которых берут не за километраж, а за прослушанную пассажирами аудио- и видеоинформацию. Именно в такую машину и села подруга.
«Было необычно и интересно, проезд обошелся не дороже, чем в привычном такси. Стоимость зависит от количества прослушанной или просмотренной информации: чем длиннее аудио- или видеотрек, тем больше платишь. Единственный пока минус – выбор небольшой», – делилась она впечатлениями.
«Шмаксист» рассказал ей, что все больше водителей вступает в новую образовательную компанию, поскольку получают возможность безнаказанно перевозить по столице Грузии пассажиров в машинах любого цвета и вида. Правда, власти Тбилиси заявили о незаконности таких перевозок, но полиция не спешит штрафовать тех, кто ездит с опознавательными знаками «шмакси», ведь в новом законе нет пункта об «университетах на колесах».
Основатель ООО «Шмакси» Зураб Джапаридзе теперь планирует основательно раскрутить свой проект. Подруга говорит, водитель хвастался, что в ближайшем будущем пополнятся запасы аудио- и видеотреков, а также откроется call-центр, чтобы пассажиры могли вызвать «шмакси» по телефону.
Удивительно, к каким неожиданным последствиям порой могут привести реформы. Пока власти Тбилиси и «шмаксисты» воюют за «место под солнцем», простые жители наслаждаются интересными и познавательными поездками. Жаль, что у меня пока не получается отправиться в Грузию, я бы тоже с удовольствием прокатилась в «шмакси». Как вы думаете, в России такой проект пользовался бы спросом?