Итак, сейчас я начну рассказ о создании с нуля автобуса #ЛиАЗ-677 ,в народе его часто называли "скотовоз", хотя не могу сказать, что полностью разделяю точку зрения шутников. Для своего времени машина была неплохая, на пневмоподвеске, с коробкой-автоматом, пусть и трехскоростной, на ней был ГУР, в общем конструкция значительно облегчала работу водителя по сравнению, например, Зис-155 или ЗиЛ-158, он же - ЛиАЗ-158, на котором вертеть абрнку было значительно труднее. Кстати, на 677-м у меня однажды забарахлил ГУР, поросенок визжал как резанный, и руль я крутил с трудом. Тогда, в 90-е, было сами знаете что... И как... Вернуться с линии и стать на ТР, текущий ремонт, это значило побегать, подоказывать и поунижаться. Проще было аккуратно докрутить баранку до конца смены. Да и зарплату получаешь "с колес". А если встанешь на ремонт - по сетке автослесаря 3-го разряда. За пару часов... Типа, остальное время ты вместо работы на линии филонил! Как будто, вернув машину с неисправностью в парк, это не я бегал и доказывал начальнику колонны, начальнику ТР, что я не верблюд, а машина без руля ездить не очень хочет! Кстати, по этой причине однажды зимой, когда потекла трубка ГУР возле емкости с маслом, то я не стал вызывать даже техничку. Взял простой по неисправности, тогда мы могли это делать, обрезал край медной трубки ножовкой (треснула она на самом конце!), потом обточил ее напильничком, немного развальцевал хвостом напильника же, и прикрутил обратно. Она тоже потекла, пришлось попытаться еще раз. На второй попытке гайка притянула ее плотно на конус металлический, течи не было, и тогда я налил в ГУР еще порцию масла, завел движок и, пользуясь тем, что на конечной станции была замерзшая лужа, встал передком на лед и прокачал ГУР сам от воздушных пузырьков. Чеса за два или три я это все сделал, и доложил диспетчеру, что машина исправна, могу идти в рейс. Так что потерял я в зарплате за этот день не так уж и много. А волочиться за "техничкой" 11.5 км до парка, бегать и просить, и ждать пока ТР возьмет машину - это бы я смену провел на яме, а в карман положил бы... не буду даже говорить, что именно. Наверное, кулак с фигой... Ну, в общем, крутил я баранку на 677-м полтора года, потом поругался с нач. колонны, который не хотел меня на учебу посылать. Но уговорил в итоге. Весной отучился в комбинате на "Икарусе" с гармошкой, получил в права категорию E, вдобавок к своим B и D.
А из машин у нас были "Икарусы", 26Х серии, ЛиАЗы разные, и 677, и 5256, ну и МВ-Т (мерседес-бенц-тюрк). В общем, покатался и на Ике, и на МБТ. Но больше на ЛиАЗе, конечно. На нем-то я еще с комбината начал.
Вот и запал он мне как-то в душу. Как первый в практике, что ли?
Поэтому я и решил сделать именно его модель. #масштабный моделизм
Взял инструменты подходящие, карточки пластиковые, нашел в сети сначала фотки разных ракурсов, потом нашлись и чертежи для создания бумажной модели. Это было гораздо лучше - ведь по боковым и фронтальным проекциям хотя и можно сделать модель, но все же меньше гимора, когда есть чертежи!
Правда, и в этом случае приходится попотеть, потому что они,
во-первых
иногда грешат неточностями, причем иногда косячки там неслабые - начнешь строить, и увидишь, что выкройки друг к другу не подходят или не налезают.
Во-вторых
масштаб чертежей гораздо более крупный, чем 1:43. Их надо перемасштабировать, а это тоже чревато неточностями, которые уже ты сам можешь допустить. А результат будет один и тот же - потраченное время и усилия, а модели НЕТУ!
Но, однако же, по прошествии времени я все это сделал, проверил, распечатал на бумаге чертежи 1:43, и стал воплощать их "в металле", вернее в пластиковых карточках.
Технология была довольно простая - карточки обдирал от ламинирования, оставляя только слой 1-мм полистирола, дальше две (или три) карты склеиваются цианоакрилом (он же циакрин, он же Супер-ГЛЮ:) по краю, предварительно обрезанному от закруглений, и в результате получается заготовка всей боковины корпуса будущего автобуса.
А контуры с бумаги на пластик я, как правило, переносил наколом иглы - накладываешь рабочий чертеж на подложку из карт, и просто колешь пластик через бумагу. Главное при этом - НЕ ДОПУСТИТЬ смещения бумаги или пластины под ней- попытки может быть только две, если ошибка случилась.
Ну, а если все прошло удачно, то снимаешь бумагу, наколы иглы соединяешь между собой при помощи той же иголки и металлической линейки, а на искривлениях - при помощи лекал школьных, и в результате получаешь на плоской заготовке белого полистирола риски от иглы, которые должны соответствовать чертежу. И как правило, их видно хорошо - пока работаешь, руки слегка загрязняются, естественно, и достаточно слегка намочить пластик - в рисках окажется достаточно "колера" из пыли... :))) Чтобы не потерять линии разреза или сгиба.
Вот, примерно так я и начал работу над моделью, о которой можно рассказать довольно много. Ибо создавалась она с нуля, как я говорил, и несет в себе массу таких особенностей, которых нет в других машинах, мною созданных. Достаточно сейчас упомянуть, что в модели на месте аккумуляторного отсека стоит реальная батарея, вместо бутафорских фар машины поставлены два светодиода с обточенными корпусами, и к ним идет вполне реальная электропроводка! Но об этом разговор будет впереди, а сейчас я лишь наметил тему, и начну выкладывать фотки самого начального этапа производства моей машины.
Моей - потому что создал я не просто ЛиАЗ-677, а машину с номером
с 826ву 77rus, парковый номер 14508, на которой и оттрубил примерно полтора года!
Очень жаль, кстати, что в сети нашлись фотки машин 14520, на которой мне тоже приходилось бывать, и 14556, это была когда-то учебная машина, на которой я и учился в свое время с Серегой Стеценко, инструктором. Вот она, с840ву77, но уже переделанная. Без кабины инструктора и буз значка "У". Не знаю, остался ли у нее тот же самый движок, но когда я учился и мы стояли на ТО-2 оказалось, что у машины РЕАЛЬНО двигло от армейского "Урала" - даже гайки с контровочными пазами для шплинтов все! А на наших стояли обычные...
И даже фото 14506, на которой ездил Марат есть! А вот реальных фото 14508 не нашлось...
Итак, начну выкладывать фотки. И немного комментариев с форума:
Я сложа руки не сижу - писал, что нашел разблюдовку кузова ЛиАЗа. вот и двигаюсь потихоньку. Правда, много времени отняла перемасштабировка, коррекция графики в исхдниках, где была масса "ляпов". Так что собственно работа идет первый день сегодня. Но уже кое-что собрал!
Итак, начал я пилить всем известный и знаменитый (и это совершенно без иронии!) "Скотовоз", за баранкой которого просидел некий срок на линии. А чтобы не помереть за кульманом с голоду - "изобрел" новое кушанье.
Поскольку я мизантроп, ретроград и мракобес, то и название блюда соответствующее:
"СУДЬБА БАРАБАНЩИКА."
Не знаю, кстати, как насчет судьбы барабанщика, а яичница вышла неплохая, да и картошка с сосисками вполне. В общем, я пилил модель, при этом занимаясь и хлебом насущным.
Буду выкладывать в "фото наших..." или в болталку. Но это все равно затянется на полторы декады, если не больше! Делается с нуля, и там всяких поручней и другой мелочи - огромное количество! Да я уверен практически, что и в раскрое допущены ошибки, которые не скорректируешь, а придется детали тупо подгонять или переделывать...
А углы крыши я вообще на раскроях вырежу, буду делать крышу без углов, а их - по совершенно напрасно забытой технологии "папье-маше" - отформую из бумаги на пластилиновом болване и покрою лаком! Меня с детства бесили эти шарообразные детальки, которые собираются из плоского листа, резанного "лепестками" - один фиг, получается ХРЕНЬ в итоге!
Кстати, Kolenval клепал в это время из C-100 КУСТОРЕЗ. Вот такой:
Ну, а я делал свое! Более мне нужное в тот период времени.
Пока похвастатьСЯ нечем. Зарылся в работу над ЛиАЗом, и не скажу, что идет она быстро. Но сегодня удалось склеить его "морду". Трудно сделать нормальные рамки для окон - иглой приходится пилить. Ну, и детали подгонять долго приходится. В общем, пока что имею вот это:
И хотя я поприбеднялся откровенно, но
162 ответил:
А вот это очень похоже и узнаваемо.
И kolenval ответил:
Очень даже классно! Окна, собаки, должны быть одинаковые.... Можно попробовать боковины совместно обрабатывать.
warhammer:
Еще бы! Столько оттарабинить на линии на этой Коломбине! Я его знаю и вдоль, и поперек, и спереду и сзаду...
Однажды забыл завинтить гайку трубки манометра на ГМП, люк не закрыл, завел мотор... А там "6 кГс", между прочим. Ну, мне струя масла в потолок салона и жахнула... А обед подходил к концу. Кто догадается, как выглядит салон автобуса, когда в потолок вылетело гидромасло под давлением?
Кстати, я ведь сделал именно так - вырезал окна на левой стороне - по матрице, теперь по ним и буду резать правую сторону, с учетом того, что там еще дверные порталы. Но пальцы... Иглой режу - кончики уже ничего не чуют! Самое главное, не облажаться - а то потом соберешь, а "дырки"-то НЕ ТАМ!
NVB58 (Сразу, кстати. аидно, что ЖЕНЩИНА! Что реально так и было) пишет:
Ах, Игорь, неужели нигде не найти какой-нибудь завалящей кожаной перчатки? Пальцы же пригодятся ещё...
Warhammer:
Это уж типа:
-Если я выстрелю - тогда испортится шарик.
-А если не выстрелишь - тогда испорчусь Я!
Дело в том, что пилить иглой В ПЕРЧАТКАХ??? Точности не будет, во вс. случае, о хорошей точной линии реза можно забыть! Я бы резал окна фрезой стоматологической, но у нее толст хвостовик - не зажать его в микродрель. А цанги нет...
Kolenval:
В рукавицах не работа! Вам женщинам не понять.... Надо щупать!
А это его кусторез В ИТОГЕ:
Еще пара фоток моего детища, и на сегодня я закончу повествование о ЛиАЗе.