Найти в Дзене

Сальвадор Дали: эпатаж важнее таланта?

Оглавление

Сальвадор Дали – самый скандальный художник XX века.

Он выходил на прогулку с муравьедом, вел лекцию в водолазном костюме и откровенно рассказывал в картинах о своих комплексах. Дали занимался живописью, скульптурой, дизайном и кино, то есть проявил себя абсолютно во всех видах искусств, но чаще всего мы вспоминаем о нем именно как о художнике. Даже те, кто не интересуются искусством, точно что-то о нем слышали. Но что делает его картины такими притягательными?

Живопись Сальвадора Дали – это поэзия ночных кошмаров и метаморфоз, приправленная шокирующими откровениями и размышлениями о собственной сексуальности, войне, любимой Гале и призрачной грани между реальностью и галлюцинацией. За шестидесятилетнюю творческую карьеру он создал более 1500 произведений и разработал собственный стиль – параноидально-критический метод. Сегодня мы разберем уникальный сюрреализм Сальвадора Дали и рассмотрим его ключевые символы.

Автор: Алена Репина, лектор по искусству

-2

Сюрреализм и Дали

Сюрреализм заявил о себе в 1924 г., когда Андре Бретон выпустил «Манифест сюрреализма». Это направление концентрируется на идее иррационального и бессознательного. Следуя идеям Фрейда, сюрреалисты полагают, что человеком управляют скрытые желания, фобии и страхи, а задача художника – воплотить их на полотне.

Несмотря на то что Дали обычно причисляют к сюрреализму, с этим направлением он триумфально порвал еще в 1936 г., после чего провозгласил свой знаменитый манифест:

Сюрреализм – это я

Источник вдохновения художника – его личные переживания, сокровенные желания и фобии. Его искусство – это честный разговор человека, который пытается понять самого себя. Для художника нет запретных тем, поэтому его картины часто кажутся скандальными и неприличными.

Давайте рассмотрим три ключевые картины Сальвадора Дали и разберем на их примере основные символы его творчества.

"Великий мастурбатор", 1929
"Великий мастурбатор", 1929

«Великий мастурбатор»

В 1929 г. художник встречает свою единственную любовь – Елену Дьяконову (Галу). Он пишет своеобразную картину-посвящение, обнажая свое потаенное желание. Мы видим, как он тоскует и предвкушает близость с любимой женщиной, когда та вынуждена уехать в Париж.

Перед нами яйцо, символизирующее саму жизнь, муравьи, которые у художника ассоциируются с разложением, и саранча – вечный и необъяснимый ужас художника.

В детстве он боялся саранчу, видел, как муравьи пожирают мертвых животных, и проверял костылем, жив ли ёжик. Эти яркие детские воспоминания превратятся в ключевые символы его искусства. Однако главный герой произведения – это, конечно, Гала, которая будит воображение художника.

Еще никто из художников так откровенно не говорил на эту тему, но Дали не боится осознать свои желания и выразить их через живопись. Художник изображает свой спящий профиль и тем самым впускает нас в свое сновидение. Этот мотив станет ключевым в творчестве художника и повторится во многих его картинах.

Главный герой всех картин Дали – это он сам, балансирующий между сном и явью, что и порождает удивительные образы.

"Постоянство памяти", 1931
"Постоянство памяти", 1931

«Постоянство памяти»

Согласно рассказам Дали, однажды он остался дома один и наблюдал, как над огнем свечи плавится сыр. Для него этот процесс превратился в образ бесконечно тянущегося времени. Мы снова видим профиль художника, ландшафт родного Фигераса, а вокруг – плавящиеся часы, которые показывают, как во сне работает время. Оно теряет привычный линейный ход, и во сне за минуту можно прожить целую жизнь. Часы на картине буквально плавятся, потому что в мире бессознательного время теряет свою форму, не имея границ и рамок.

Но присмотритесь: здесь также есть часы «из реальности». Они единственные не потеряли свою форму – но они перевернуты, их ход остановлен, и они покрыты муравьями, что, по Дали, означает уничтожение привычного хода времени.

Также мягкость, бесформенность – это то, что спорит с рациональностью, ведь в нашем мире предметы имеют четкие очертания и не меняют форму каждую секунду, как это бывает во сне. Поэтому мотив «расплавленности» можно увидеть в других работах Дали.

"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", 1944
"Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения", 1944

«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»

Послевоенная работа Дали базируется на идее Фрейда о длительном осмысленном сновидении. Ее суть проста: когда человек спит, события из окружающего мира трансформируются в причудливые образы, которые вплетаются в ткань сновидения.

Главная героиня этой работы – снова любимая Гала. Она изображена парящей, она физически находится между сном и реальностью. Образ, увиденный ей перед сном, изображен на первом плане – это гранат, аромат которого привлекает пчелу.

Сон видоизменяет образы реального мира, поэтому длинное и опасное жало пчелы превращается в ружье. Кроме того, это насекомое полосатое, и полосы превращаются в разъяренных тигров, а сетчатые глаза пчелы напоминают чешую рыбы, поэтому мы видим, как тигры появляются из рыбы, а она возникает из граната – главного источника сновидения.

Зыбкую грань между сном и реальностью подчеркивает слон на невероятно длинных ножках. Почему именно слон? Слон – символ стабильности и незыблемости, но, по Дали, всё, что кажется устойчивым и неизменным, на самом деле является зыбким, как и граница реальности и фантазии.

В этой работе Дали показывает, как работает сновидение. Дали использует понятные символы из реального мира, но, помещая их в пространство сновидения, дает им новую трактовку и смысл.

-6

Символы Дали маниакально повторяются из картины в картину – это важная особенность его творчества. Художник открывает нам своё бессознательное и облекает его в понятные образы, которые с помощью метода свободных ассоциаций превращаются в нечто причудливое, нечто, отражающее его уникальный опыт. Нас подкупает его откровенность и способность предстать перед нами беззащитным.

Но что еще делает его картины такими популярными? Возможно, то, что он помогает нам заглянуть в пространство сна? Ведь кто из нас не пытался пересказать сюжет своего сна или описать те вещи, которые в нем появлялись? Это очень сложно, и сны от нас постоянно ускользают, стоит только открыть глаза.

Бретон и его сторонники верили, что каждый из нас во сне – сюрреалист, поэтому исследование, которое проводит художник, познавая самого себя, откликается в нас самих.

Мы можем восхищаться искусством старых мастеров, но большинству из них мы не можем сочувствовать и сопереживать. Их искусство – это не выражение личной истории, а поиск идеала, отвлеченного и далекого от личности самих художников. В XX в. отношение к искусству полностью меняется. Теперь творчество – это пространство для самовыражения художника. О значимых изменениях в мире искусства, Сальвадоре Дали и других важнейших художниках XX века мы рассказываем на курсе «Все искусство XX века за 24 часа».

А что привлекает или отталкивает вас в искусстве Дали? Как вы думаете, почему он стал так популярен и заслужена ли эта слава?