Найти тему
RBI. Строим искусство

«Иду, куда хочу»: как появляются тропинки и почему пешеходы ходят по газонам

Оглавление

Бывало ли так, что по дороге на работу или в университет, вы срезали путь по газону? Или при прогулке в парке сходили с основной дорожки и шли гулять под деревьями? Рассказываем, почему появляются тропинки, как с ними обстоят дела в мире и где пешеходов всё же нужно ограничить.

Желание сократить путь?

Считается, что тропинки появляются там, где удобно ходить людям в обход основных дорог. Кому-то так быстрее идти до метро, кто-то идёт подальше от шоссе, кто-то срезает по дороге из магазина. Ещё в 1988 году в СССР специалисты центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству высчитали, что люди готовы отклоняться от намеченного маршрута максимум на 30-40 градусов. То есть, если вместо прямой дороги до метро есть длинный тротуар под прямым углом, то тропинка точно появится.

В парке Паэ в Таллине посетителям нравится протаптывать новые тропинки
В парке Паэ в Таллине посетителям нравится протаптывать новые тропинки

Возможно, дело не только в удобстве. Магистранты Таллинского университета изучали возникновение тропинок в разных частях города. Они пришли к выводу, что не только длина обходного пути заставляет людей срезать. Студенты отмечают, что люди идут в обход дорог, потому что им нравится выбирать новые пути, быть ближе к природе и ходить по мягкому грунту.

Что делают с «народными тропами» в Петербурге и мире

Появление тропинок — не проблема русского менталитета. Во всём мире люди выбирают более удобный путь. Если он идёт в обход основной дороги, пешеходы пойдут по газону.

«Как только дорожка уводит достаточно далеко в сторону от цели, люди идут напрямик по газону. Бороться бесполезно — это психология. Правило действует и в Китае, и в США, и в Венгрии. В этих странах есть учёные, которые занимаются этой же проблемой, мы изучали их работы»

Егор Смирнов, аналитик Института дизайна и урбанистики ИТМО

В России в любом городе тысячи тропинок, но интереснее то, как их преобразовывают в официальные дороги. Например, в московском парке Зарядье на месте протоптанных дорожек сделали постоянные. В основном они появились на возвышенностях и холмах.

В Подмосковных городах это тоже не редкая практика. В 2021 году даже запустилась программа «Народные тропы», в рамках которой будут обустраивать пешеходные маршруты, проложенные людьми. Таких объектов в программе больше 600.

В Иркутске на месте протоптанных троп появились постоянные дорожки в Студгородке и около Госуниверситета
В Иркутске на месте протоптанных троп появились постоянные дорожки в Студгородке и около Госуниверситета

Стихийные тропы появляются во всём мире. На английском они даже называются desire paths, в дословном переводе желаемые пути. На Реддит есть целое обсуждение, куда люди со всего мира присылают фотографии и видео тропинок в их городах.

Неккарзульм, Германия
Неккарзульм, Германия

В Санкт-Петербурге есть не только тропинки, но и дороги, которые выглядят как тропинки. Дорожки в скверах и парках не были протоптаны людьми, а были заложены в плане изначально. Но они скорее напоминают именно тропы, потому что выложены красной гранитной крошкой. Это одна из особенностей городской инфраструктуры.

Дорожка в Летнем саду в Петербурге, которая выглядит как тропа
Дорожка в Летнем саду в Петербурге, которая выглядит как тропа

Поскольку гранитной крошкой в Санкт-Петербурге посыпают даже официальные дорожки, управляющие компании решили перенять этот опыт. Так, в обычном городском дворе на месте вытоптанного газона появляются дорожки-тропа. Возможно, это часть городской атмосферы, а возможно, так просто дешевле. Кроме того, решив пойти навстречу пешеходам, порой тропинки спустя долгие годы все же преобразовывают в дороги с помощью клинкерной плитки или же той же гранитной крошки.

Облагороженная тропинка в Красносельском районе
Облагороженная тропинка в Красносельском районе

Конечно, разные тропинки в городе нарушают внешний вид. Урбанисты Санкт-Петербурга пытаются найти решение этой проблемы. Аналитик Института дизайна и урбанистики ИТМО Егор Смирнов написал программу «Пешеходный симулятор». Она находит участки, на которых скорее всего появятся тропинки, и моделирует их. Такой прогноз помогает проектировщикам создать сеть дорожек таким образом, чтобы пешеходам было удобно и они не вытаптывали газоны.

3 случая, когда пешеходов нужно ограничить

В основном всё-таки тропинки появляются, потому что пешеходам неудобно. И тогда один из правильных вариантов решения — сделать вытоптанные дорожки основными: залить их асфальтом, выложить галькой или тротуарной плиткой. Но есть три случая, когда нельзя идти на поводу у пешеходов.

Марсово поле, в пределах которого вполне были обоснованы ограничения по перемещению по газонам
Марсово поле, в пределах которого вполне были обоснованы ограничения по перемещению по газонам
  1. Когда надо сохранить историческую планировку. До июля 2021 года в Петербурге нельзя было ходить по газонам: это аргументировали тем, что необходимо сохранить памятники культуры, такой как Марсово поле. Один из способов сдержать появление тропинок в таком случае  — возвести живую изгородь.
  2. Когда это угрожает безопасности. Например, когда рядом со скверами или детскими площадками есть проезжая часть.
  3. Когда это влияет на комфорт жителей района. Это случаи, когда пешеходы, например, вытаптывают дорожки прямо вокруг жилых домов. Некоторые жильцы жалуются на шум, который могут создать пешеходы, гуляя под окнами.  что люди постоянно ходят рядом с окнами: они мельтешат и раздражают, а порой громко говорят.

Каждый из нас хоть раз видел тропинки и ходил по ним сам. Какие-то из них так и остаются народными путями, а какие-то облагораживают. Поделитесь в комментариях своей историей или фотографиями тропинок: те, по которым вы периодически ходите сами или те, которым повезло стать настоящими пешеходными дорожками.