Продолжение
Переправив большую часть “Чеченского отряда” на правый берег реки Андийского Койсу, командующий действующим корпусом занялся расстановкой войск. На левом берегу осталось всего несколько пехотных рот, которые помимо охраны наведенного моста, также заняли предназначенные им позиции. Сразу же выяснилось, что перекрыть все подступы к каменному замку Ахульго невозможно, из-за сильно пересеченной местности. Имеющиеся в распоряжении генерала П.Х.Граббе войска в Нагорном Дагестане, не могли полностью перекрыть многочисленные тропинки. Необходимо было срочно начинать осадные работы, чтобы приблизиться к укреплениям мюридов и одновременно сократить протяженность фронта.
Уже 13 июня некоторые пехотные роты приступили к сложным земляным работам, которые мюриды всячески затрудняли. “Сурхаевская башня”, господствовала над ближайшими подступами к убежищу имама Шамиля, откуда горцы вели меткую ружейную стрельбу. Осадным подразделениям пришлось быстро обучаться под пулями, использовать складки горной местности, а также затруднять мюридам добираться по ночам к горным речкам, чтобы набрать воды на ближайшие сутки. От летнего зноя страдали все участники драматических событий, но особенно осажденные, которых на двух горных утесах собралось до 4000 человек. Укрывшись в просторных каменных пещерах, они практически были неуязвимы от действий ружейного и артиллерийского огня, поэтому для нанесения поражения мюридизму, правительственным войскам необходимо было взойти на отвесные утесы Ахульго.
В распоряжении имама Шамиля находилось не более 1000 воинов, лучшие из которых засели в “Сурхаевой башне” под начальством известного наиба Али-бека. Именно в этом месте и развернулись основные события на первом этапе осадных работ, продолжавшихся больше двух недель. Однако в ночь на 19 июня к аулу Ашильты, совершенно неожиданно подошел наиб Ахверды-Магома с сильной конной партией, со стороны, где находился Ахмет-хан Мехтулинский со своей милицией. Генералу И.М.Лабынцеву пришлось срочно выбивать мюридов с занятых позиций и в преследовании отступившей горской конницы приняли участие линейные казаки. В ходе непродолжительных стычек правительственные войска понесли потери в количестве 7 погибших солдат, 84 раненных и контуженных, среди которых насчитали 6 офицеров.
Конница мюридов остановилась в непосредственной близости от замка Ахульго на этой стороне Сагритлохского моста. Генерал П.Х.Граббе лично повел часть экспедиционных войск, хорошо понимая чем может грозить нахождение больших сил мюридов в ближайшем тылу. В ночь на 22 июня началась операция по вытеснению наиба Ахверды-Магомы подальше от позиций осаждающих резиденцию горного владыки. К 8 часам утра 4 батальона пехоты, с 4 горными орудиями, совместно с казачьими сотнями и горской милицией подошли к намеченной цели. Однако, к мюридам подошли подкрепления и по сведениям лазутчиков горцев собралось до 8000 человек. Предводители мюридизма не ожидали прибытия экспедиционных подразделений из под осажденного аула Ахульго, о чем узнали слишком поздно и уже после того, как попали под меткую артиллерийскую шрапнель. Наиб Ахверды-Магома атаковавший мехтулинскую и аварскую милицию Ахмет-хана, не смог оказать своевременную помощь соратникам, которые по собственной недальновидности были застигнуты врасплох на горных склонах. Приверженцы мюридизма не приняли встречного сражения и стремительно отошли по направлению к Сагритлохскому мосту через реку Андийское Койсу, а остальные к соседнему аулу Ихали. В этих стратегически важных пунктах они оставили наблюдательные посты и на некоторое время не решались появляться в непосредственной близости у осажденного Ахульго. Правительственные войска обошлись без потерь, но среди всадников мехтулинской и аварской милиции оказалось несколько убитых и раненых.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.