Найти тему
Euro Welder

Почему на танки "Т-34" в 1942 году стали приваривать стальную полосу перед люком мехвода❓

🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!
🙏Приветствую гостей и подписчиков канала Euro Welder - канале о сварке и сварщиках!

Пожалуй самым узнаваемым символом периода Великой Отечественной войны - является советский средний танк "T-34", который начал выпускаться серийно ещё с довоенного 1940 года.

Этот легендарный танк, признанный лучшим танком Второй Мировой войны, в процессе своего создания, претерпел множество доработок и конструктивных изменений, которые выявлялись солдатами и командирами в боевой обстановке.

Советский танк "Т-34-76". Слева: раннего года выпуска, справа: более позднего
Советский танк "Т-34-76". Слева: раннего года выпуска, справа: более позднего

Если обратить внимание на фото представленное выше, то кроме остальных значимых изменений между более ранней и поздней моделью, можно заметить появившуюся приваренную стальную полосу сразу перед люком механика-водителя.

Что же это? Дополнительное броневое усиление? Ступенька?

Совсем нет. Данную деталь стали приваривать на корпуса "тридцатьчетвёрок" с мая 1942 года и называть защитной планкой.

От чего же она защищала?

Ещё с начала 30-х годов танкостроение разных стран мира стало заменять привычное клепание и болтовое соединение корпусов танков - сваркой. Сварные соединения создавались дешевле, быстрее и проявляли большую прочность, нежели клёпаные.

Помимо меньшей стойкости, клёпаные стыки имели ещё один серьёзный недостаток: при попадании снарядов по корпусу танка, разрушенные заклёпки и болты выбивало внутрь танка, что приводило к серьёзным ранениям экипажа.

В сварных конструкциях этот негативный фактор был сведён на ноль, однако остались резко уменьшающие снарядостойкость брони такие элементы, как различные люки и лючки, без которых боевая машина обойтись не может.

Расположение этих элементов, как слабых мест, всегда изучалось и учитывалось артиллеристами, расчётами ПТР и гранатомётов.

Вид через перископический прибор немецкого "Тигра"
Вид через перископический прибор немецкого "Тигра"

Одним из серьёзных конструктивных недостатков корпуса танка "Т-34" как раз и стал литой люк механика-водителя, вынесенный на самое уязвимое место - передний наклонный броневой лист носовой части корпуса.

Люк изготавливался из литой брони и несмотря на большую толщину, был "мягче" лобового листа, проходящего такую механическую обработку, улучшающую снарядостойкость, как прокатка.

Наводчики немецкий орудий, отчётливо понимая этот недостаток, старались выцеливать в люк мех.вода "тридцатьчетвёрок", словно в квадратную мишень на полигоне.

Пробитие люка, с неминуемой гибелью механика-водителя, обездвиживало танк. Ну, а как говорили фронтовые танкисты: "Обездвижен - считай уничтожен!".

-5

Очевидно, что пробить массивный литой люк мех.вода в 60 миллиметров или 45-мм катаную гомогенную лобовую броню высокой твёрдости "тридцатьчертвёрки" получалось далеко не всегда. Однако и непробитие, в частности и бронебойных пуль, могло нанести ощутимый урон боевой машине.

Всё дело в том, расплавленный свинец и осколки,"плюхнувшихся" о наклонную бронеплиту снарядов и пуль - залетали в щель под нижней частью крышки и люка (часто приоткрытого), нанося серьёзные ранения механику-водителю.

Именно поэтому, учитывая фронтовые рекламации, советские инженеры приняли простое, но эффективное решение - приваривать эту самую защитную стальную планку на корпус танка, которая и принимала на себя свинцово-осколочный удар.

Кроме того, до конца мая 1943 года, такой сварной защитной планкой стала защищаться от заклинивания отрикошеченного снаряда и осколочных повреждений - щель под погоном башни:

Защитная стальная планка, сваренная перед погоном башни танка "Т-34-85"
Защитная стальная планка, сваренная перед погоном башни танка "Т-34-85"
Защитные стальные планки корпуса танка "Т-34"
Защитные стальные планки корпуса танка "Т-34"

Такую же защитную планку, к слову, применяли впоследствии и на другой советской бронетехнике, которая имела расположение люка механика-водителя на лобовом наклонном бронелисте.

К одним из таких примеров можно отнести советские противотанковые самоходные артиллерийские установки "СУ-100" и "СУ-122":

С Уважением E.W.
С Уважением E.W.