Приветствую вас на моем канале!
Сороковые годы прошлого века - годы тяжелых испытаний, связанных с жестокой войной свалившейся на нашу страну. Но и в это, казалось бы, далекое от искусства время продолжали появляться прекрасные песни, а люди не прекращали их петь.
Сразу же хочу отметить, что подборка произведений, о которых в этой публикации пойдет речь, выбраны на мой личный вкус, не претендую на объективность и общепринятые параметры популярности.
1. Жди меня
На мой взгляд, это одно из самых сильных стихотворений военного времени.
Константин Симонов написал его в первые месяцы войны. Как он сам говорил:
У стихотворения «Жди меня» нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была в тылу. И я написал ей письмо в стихах.
Письмо-стихотворение было адресовано Валентине Серовой.
Стихотворение считалось очень личным, и автор не планировал его публиковать. Читал друзьям, а однажды и по радио. Но в начале 1942 года Симонов согласился на публикацию.
Произведение было напечатано в газете "Правда" 14 января 1942 года.
В том же 1942 году Матвей Блантер написал положил стихотворение на музыку. В фильмах "Парень из нашего города" (1942 года) и "Жди меня" (1943 года) звучит эта песня.
Предлагаю послушать ее в исполнении Леонида Утесова:
2. Вязанный шарф голубой
Эту песню относят к народным.
Ее текст опубликован в Институтом русской литературы АН СССР (Пушкинским домом) в "Антологии русского советского фольклора", выпущенным в Ленинграде в 1967 году.
А впервые (как я думаю) она прозвучала для широкой публики в фильме "Фронт", который в 1943 году сняли братья Васильевы на Алма-атинской киностудии.
Песня явно написана под влиянием другой знаменитой песни - "Синий платочек".
Поет, как и упомянутом фильме замечательный Николай Крючков:
3. Случайный вальс
Сначала Евгений Долматовский в 1942 году написал стихотворение "Танцы до утра" с такими строками:
Воет вьюга на Осколе,
По реке скользят ветра.
Говорят, сегодня в школе
Будут танцы до утра.
Хриплый голос радиолы,
Снег, летящий за порог.
Запах пудры невеселый.
Топот валяных сапог.
Танца вечная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакомая рука…
В декабре 1942 года Долматовский встретился в Сталинграде с композитором Марком Фрадкиным, с которым совместно уже писал песни.
Фрадкин предложил положить стихи на мелодию вальса.
Но окончательный вариант композитор и поэт написали уже только в 1943 году, после окончания Сталинградской битвы, пока ехали в поезде. Изначально песню назвали "Офицерский вальс".
Первым исполнителем стал Леонид Утесов.
Я с детства очень люблю этот вальс, потому что он рождает трогательные образы и ясную картинку происходящего.
4. Вечер на рейде
Эту песню, которую также называли еще и "Прощай любимый город", тоже люблю с детства. В те далекие годы ее инструментальная версия использовалась в качестве заставки на Ленинградском телевидение.
Авторы: композитор Василий Соловьев-Седой, слова Александра Чуркина.
Песня была написана в августе 1941 года, но тогдашний Союз композиторов забраковал произведение, так увидели в нем "упадочничество и минорность", поэтому ее начали исполнять позже.
Предыдущая публикация из этого цикла здесь.
5. Эх, дороги
Песня написана уже после Победы, осенью 1945 года, композитором Анатолием Новиковым и поэтом Львом Ошаниным.
И эту песню люблю с детства, тогда, слушая, не связывал ее с Великой Отечественной войной, считал, что она о более давнем времени.
Первым исполнителем был солист ансамбля НКВД Иван Шмелев, но я предлагаю послушать ее в более современном исполнении Дмитрия Хворостовского:
#музыка #песня #ссср #великая отечественная война #история