В двух комнатах адыгейского мецената, предпринимателя и общественного деятеля Лю Нахлуковича Трахова открыли частный музей его имени. В здании сохранился интерьер дореволюционной эпохи, его изысканная красота и великолепие. Особенно дух времени отражает изразцовая печь и метлахская лепнина на потолке.
Выставка ОТМА: дух безвинных княжон
В музее сейчас работает выставка ОТМА. Ее название составили из инициалов имен дочерей последнего российского царя Николая II: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Такой аббревиатурой подписывали девочки свои совместные письма. Их памяти и посвящена экспозиция.
Уже с порога первой комнаты чувствуешь атмосферу ушедшей эпохи и таинственности. Несмотря на скромное убранство, здесь прослеживается особый колорит быта царской семьи. Всюду фотографии, изящные, тонкие шкатулки, небольшие зеркала и украшения, столовые приборы – все говорит о характере жизни последних из царствования Романовых. Особая прелесть этой выставки – чтение писем юных княжон, которые они писали отцу, и их дневниковых записей. Слова звучат в записи, фоном к экспозиции.
Помимо великолепной изразцовой печи в доме примечателен старинный стеллаж с распятием в центре. Под деревянным крестом - коллаж в рамке из четырех фотографий царских дочерей: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. У распятия небольшой свежий букет из белых гладиолусов. Цветы - словно символ чистоты и нежности юных девушек.
Идея открытия выставки принадлежит Юлии Удовенко. Она – клинический психолог по образованию, но искусствовед и антиквар по состоянию души.
- Лю Трахов никак не связан с девочками, но так уж сошлось, что в одном месте мы можем рассмотреть убранство дома большого екатеринодарского мецената и прикоснуться к другой теме, более тонкой, - девичьим душам – которые, не успев раскрыть свои крылья, погибли, - объясняет Юлия.
Личный интерес к судьбе России тех лет и царской семьи, в частности к дочерям Николая II, заставил Юлию отреставрировать комнаты старинного особняка и создать эту выставку.
- То, что случилось с ними, стало выражением судьбы самой страны. Невинно убиенные юные девушки, чистота их дневников и писем, все сотворенное с ними, со всей семьей Романовых и ее приближенными, жестокость людей потрясает воображение и мое сердце, - говорит Юлия.
О чем говорят экспонаты и записи…
- Когда я собирала вырезки из дневников и писем для голосового оформления, то нашла письмо Анастасии отцу, - рассказывает Юлия. - В нем есть такие слова: «Все делаем, как вы просили». Есть предположение, что Анастасия говорит о драгоценных камнях, зашитых в корсеты по наставлению отца. Именно из-за этого они погибли не сразу, а приняли более мучительную смерть.
Гости музея часто ужасаются фотокарточке, на которой Анастасия стоит с исказившимся, как при эпилепсии, лицом и пустыми белками глаз. Но на самом деле этот снимок - шутка. Младшая из княжон была озорным ребёнком и просто любила так баловаться, - объясняет странный снимок Юлия.
Прикоснуться к истории через экспонаты
Каждой вещи в музее Лю Нахлуковича Трахова больше ста лет. И в них сохранился неповторимый дух того времени. Экспонаты собраны из разных уголков страны: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край... Мебелью делились обычные люди, которым она уже была не нужна. А в доме Лю Нахлуковича ей нашлось достойное применение. И теперь можно увидеть, какие стулья, зеркала, кровати были у людей, живших до революции. В музее можно брать предметы в руки, садиться на стулья и кровать – это уникальная возможность прикоснуться к истории. В прямом смысле этого слова.
- Примерно два года назад я начала интересоваться антиквариатом, - продолжает Юлия. - И по мере того как пополнялась коллекция, появилась мечта создать небольшой музей в виде комнаты. Место, в котором я могла бы создать атмосферу присутствия хозяина, уже ушедшего из жизни. Мне хотелось, чтобы помещения и предметы хранили воспоминания о первом владельце здания и рассказывали о нем людям.
Как здание стало музеем?
Конечно, стоила реализация этой идеи огромного труда. Реставрация заняла несколько месяцев. А в сбор, расстановку мебели и экспонатов, создание атмосферы вложено много душевных сил. На какое-то время, пока шли работы, Юлии даже пришлось жить в музее.
- Я часто слышала вопрос: «Не страшно ли?». Нет. Мне казалось, что это благое дело, которое не может пространство озлобить к тебе.
В советское время, когда делили такие дома на комнаты, три из них достались одной семье. Какое-то время семья жила здесь. Затем в этих комнатах открыли фотостудию. А потом дом стоял просто законсервированный.
Когда идея о создании выставки ОТМА окончательно и бесповоротно завладела Юлией, она приступила к поиску подходящего места.
- Я очень долго искала помещение, но ничего подходящего найти не могла. И благодаря счастливому случаю зашла в это пространство. Его владельцы – мои близкие знакомые. Сделать музей в комнатах - моя личная инициатива, которую владельцы поддержали.
Восстанавливать прежний вид здания пришлось уже с фасада. Со своей командой Юлия снимала со стен дома вывески, которые остались от прежних хозяев.
На очистку стен изнутри уходили месяцы. Под обоями, безжалостно скрывающими старинную роскошь окантовок, благодаря заботливым рукам реставраторов проявлялись изящные узоры.
- Они снова увидели свет, и свет вскоре должен был увидеть их, - делится в инстаграм-аккаунте музея Юлия. - Стены большого зала были закрыты слоями краски и обоев. Мы убирали это все вручную и когда перед моими глазами рождался истинный рисунок, который видел самого хозяина дома, я плакала. Знали бы вы, какого счастья стоит моему сердцу отысканное. Что в нем сейчас ликует!
Коридор решено было сделать белым и подсветить контур потолка, чтобы выделить великолепную лепнину.
Так здание постепенно приобретало свой прежний вид и заново наполнялось изыском дореволюционной эпохи.
Высокие вещи - не имеют цены…
Теперь все желающие могут бесплатно посещать музей, чтобы увидеть это воочию. Юлия говорит, что не могла сделать вход платным.
- Такие высокие вещи не могут иметь цены, они могут только принять благодарность от человека. История и красота всего, что там находится, - не совсем моя заслуга. Это данность всего нашего бытия. И самая большая плата для меня - заинтересованность и эмоции гостей, - рассказывает она. - Сейчас все внимание я отдаю проекту ОТМА. Но в разработке с историками и экскурсоводами - уже тема о Лю Нахлуковиче. Многие интересуются именно его личностью, музей носит его имя, ему же и принадлежало это здание. Поэтому эта программа будет обязательно включена и анонсирована.
Источник: ИА "ВК Пресс".