Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Как «грачи» прилетели в Афганистан

Оглавление

Елисеев С. П.

Штурмовики Су-25 на Афганской войне

Война в Демократической республике Афганистан (ДРА) шла с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 года. Прошло 30 лет со дня вывода советских войск из этой страны. Эта дата сегодня отмечается как День памяти воинов-интернационалистов.

В той войне Советский Союз преследовал две цели: обезопасить свои южные границы и поддержать народную демократическую партию Афганистана, которая хотела направить афганский народ на путь строительства социализма.

В афганской войне применению авиации было отведено достойное место. Среди самолетов и вертолетов, применявшихся в Афганистане, Су-25 стал рекордсменом по числу самолетовылетов и результатам боевого применения.

-2

Что же такое Су-25? Это советский и российский штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днем и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Получил неофициальное название «грач».

Су-25 появился в Афганистане в результате осмысления опыта первых месяцев применения там авиации. Над афганскими горами истребители-бомбардировщики Су-17 и др., имея большой радиус разворота, теряли цель. Су-25 имел радиус разворота 450–500 м. Истребитель-бомбардировщик Су-17М3 – 750–800 м, истребитель МиГ-21 – 1000–1100 м.

Малозаметный противник делал безуспешным их применение. Отсюда – неполная реализация боевых возможностей истребительно-бомбардировочной авиации и невысокая результативность ударов.

Размышляя, летчики вспоминали дозвуковые Ил-2 и Ил-10 – самые эффективные штурмовики Второй мировой войны и возмущались, что штурмовая авиация в 1956 г. была упразднена нашими недалекими стратегами. Сходились во мнении, что в Афганистане нужен дозвуковой, маневренный, достаточно вооруженный и хорошо управляемый самолет-штурмовик с надежной защитой экипажа и жизненно важных частей самолета.

Между тем такой самолет в 1970-е годы у нас уже был. В КБ Сухого он был «незаконно рожденный», заказа на него от ВВС не поступало, и поэтому испытания инициативного «пасынка» шли неспешно.

На вооружение ВВС самолет принимать не планировали, но война внесла свои коррективы. Военные вдруг потребовали машину на фронт, а конструкторы воспротивились: недоведенная, дескать, техника. Однако надо было срочно проверить на практике концепцию применения дозвукового штурмовика на горном театре военных действий. В этой обстановке только решительность Главнокомандующего ВВС Павла Степановича Кутахова заставила отправить два опытных Су-25 на войну.

Предстоящую операцию назвали «Ромб». Для ее проведения была сформирована рабочая группа в составе: руководителя генерал-майора Владимира Васильевича Алферова, его заместителя главного конструктора самолета Юрия Викторовича Ивашечкина, летчиков-испытателей Николая Федоровича Садовникова и Анатолия Александровича Иванова, летчиков из Научно-испытательного института ВВС Вячеслава Вадимовича Соловьева и Валерия Нестеровича Музыки и др.

16 апреля 1980 года авиагруппа прибыла на авиабазу Шинданд (запад Афганистана). Через три дня состоялся первый вылет Су-25.

В операции «Ромб» самолет проявил себя замечательно. Летчик-испытатель Иванов вспоминал: «Вся эта экспедиция была чистым испытанием характеристик самолета в реальных условиях. Мы испытывали возможности машины в горных условиях и при высоких температурах воздуха с боевой нагрузкой. Сначала это были испытания аэродинамики, а потом полеты с бомбовой нагрузкой, вплоть до максимальной в четыре тонны. Мы опробовали различные боевые приемы и, в частности, «свободный поиск». При этом ходили на малой высоте, это было достаточно безопасно, так как успеваешь смотреть по сторонам и следить за полетом. Было несколько случаев, когда по нам стреляли из ДШК, но, увидев эти огневые точки, мы доворачивали машину и «гасили» их. После этого душманы поняли, что с нами связываться бесполезно, да и небезопасно. Когда мы прилетали, чтобы уничтожить боевые позиции, то, бывало, не видели – куда же бросать бомбы, поскольку душманы тут же прятались. Тактика действий была такой: мы выпускали закрылки в маневренное положение и на очень малых скоростях кружили над ущельем, не теряя визуального контакта с целью, ибо когда ты отошел на большой радиус виража, все внизу теряется, и уже не найти даже само ущелье – внизу ведь одни горы. А наша машина позволяла не терять контакта с целью и выполнять всякую задачу. Был эпизод, когда в ущелье мы заметили низину. Выполнили несколько пусков ракет С-25. Одна из них удачно попала, пошел густой дым. На следующий день нас поздравило армейское командование – оказалось, в этом месте был склад с боеприпасами. Су-25 оказался устойчив на пикировании, управляем в горных условиях. Хорошо зарекомендовал себя прицельный комплекс, который, кстати, был не особенно сложен, но отлажен здорово. Пятисоткилограммовые бомбы укладывались в десятке метров от прицельной марки, наложенной на цель. Пехота тогда очень полюбила наши самолеты».

-3

4 февраля 1981 года вышел приказ Главкома ВВС об образовании 80-го отдельного штурмового авиаполка (ошап), а затем на его базе – отдельной штурмовой авиационной эскадрильи – 200-й ошаэ. Формирование шло в местечке Ситалчай в Азербайджане (бывший аэродром ДОСААФ) вблизи Каспийского моря. В это время завод в Тбилиси собрал десять Су-25 и передал их в 80-й полк. На них-то 200-я ошаэ под командованием подполковника Александра Михайловича Афанасьева и отправилась на войну.

-4

Не все сначала нравилось летчикам в Су-25. Конструкторы полагали, что на Су-25 можно не ставить бустеры (устройства для снижения физических нагрузок). В результате самолет летчикам приходилось «носить на руках». Кондиционер отсутствовал. В кабине было жарко.

19 июля 1981 года 200-я ошаэ прибыла на тот же Шинданд и почти сразу приступила к поддержке 5-й мотострелковой дивизии полковника Бориса Всеволодовича Громова и 21-й пехотной бригады (ДРА). Действуя в тесном взаимодействии с наземными войсками, 200-я показала высокую эффективность ударов. Вскоре Су-25 из 200-й стали просить для поддержки уже и другие, более удаленные от Шинданда наземные войска. Поэтому «грачей» становилось в Афганистане все больше. Выявилось попутно, что Су-25 надо бы иметь больший боевой радиус.

-5

«Грачей» высоко стали оценивать во многих армиях мира, а заокеанских «партнеров» охватывала черная зависть: у русских оружие снова оказалось лучшим. Даже первые модификации Су-25 отличались многими достоинствами. Например, великолепный обзор и прицел. Так, если летчик накладывал на цель прицельную марку, то она оставалась на ней намного дольше, чем на других самолетах. Это давало возможность точно стрелять, пускать ракеты и бомбить. Не было замечаний к Су-25 и при выполнении минирования. Штурмовик вскоре прозвали «расческой». Это за характерный вид многочисленных подвесок под крыльями. А еще – «горбатый» и «друг пехоты». Название «друг пехоты» Су-25 делил с вертолетами Ми-24 и Ми-8.

Конкурентами в смысле боевого применения у Су-25 были, конечно, вертолеты, но «грачи» были незаменимы там, где требовалось ударить по сильно защищенному противнику. Бронезащита делала Су-25 чрезвычайно живучим, а летчика – уверенным при атаке противника: ведь титановая «банка», в которой находился пилот, и защита двигателей позволяли вернуться домой, что называется «на одном крыле». Имели место случаи, когда Су-25 возвращался на базу, имея до полутора сотен боевых повреждений. Из-за взрыва топливных баков и гибели летчика в Афганистане не был потерян ни один самолет.

На той войне «грачи» эксплуатировались с запредельными нагрузками. Средний годовой налет пилотов в Афганистане составлял до 300 часов. Что касается техники, то машина в год налетывала и до тысячи часов. И люди, и машины возвращались на отдых (на восстановление) измотанными и залатанными.

За пределами этой небольшой статьи осталось очень много, что хотелось бы сказать о Су-25. Он очень похож по «судьбе» с Ил-2. Так же как «горбатый» Ил-2 времен Великой Отечественной эта машина в мирное время была не сразу принята военными, но также быстро полюбилась пехоте и так же скоро стала ненавидима врагами.

16 января 2019 года, № 3 (49)

-6
-7

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елисеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен