Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Игорь Грабарь

На мой взгляд, в русской живописи (да и мировой, пожалуй - тема-то уж больно русская), есть два главных мастера по снегу. Первый рисовал снег потемневший, умирающий, весенний - это Саврасов. А второй рисовал снег искрящийся, звонкий, морозный, солнечный - и это мой сегодняшний герой.

Игорь Грабарь (1871 - 1960)

 "Февральская лазурь" (1904, Третьяковка)
"Февральская лазурь" (1904, Третьяковка)

Грабарь родился в Будапеште, отец его был венгерским политиком. Политика субстанция переменчивая - и вскоре семья Грабаря вынуждена была уехать из Венгрии и в итоге оказалась в России. Довзрослев до студенческого возраста, Грабарь перебирается в Петербург и начинает учиться юриспруденции и рисованию. Рисование в итоге побеждает, Грабарь поступает в Академию художеств. В 1986 году Грабарь едет в Европу. Там он знакомится с работами импрессионистов и постимпрессионистов, и принимает их художественный метод - остаётся учиться в Мюнхене.

Одна из работ того периода:

"Дама у пианино" (1899, частная коллекция)
"Дама у пианино" (1899, частная коллекция)

А потом он возвращается в Россию, вступает в "Мир искусства" и пытается подружить европейские художественные тенденции с русскими сюжетами.

Первая работа Грабаря, приобретённая Третьяковкой:

"Луч солнца" (1901, Третьяковка)
"Луч солнца" (1901, Третьяковка)

Ещё несколько работ, созданных в начале прошлого века:

"Мартовский снег" (1904, Третьяковка)
"Мартовский снег" (1904, Третьяковка)
"Иней" (1905, Ярославский художественный музей)
"Иней" (1905, Ярославский художественный музей)
"Сентябрьский снег" (1903, Третьяковка)
"Сентябрьский снег" (1903, Третьяковка)
"Зимнее утро" (1907, Севастопольский художественный музей)
"Зимнее утро" (1907, Севастопольский художественный музей)

Надо сказать, что вживую картины Грабаря выглядят эффектнее - он писал достаточно объёмными мазками, поэтому играют они не только нарисованным, но и настоящим светом. Визитная карточка Грабаря - его снежные пейзажи, но он не только их писал, разумеется.

"Неубранный стол" (1907, Тертьяковка)
"Неубранный стол" (1907, Тертьяковка)
"Хризантемы" (1905, Тертьяковка)
"Хризантемы" (1905, Тертьяковка)

Помимо собственно рисования, Грабарь занимался исследованием истории искусств - его авторству принадлежит монументальный 13-томный труд "История русского искусства", который он начал ещё в 1900, а дополнял видимо всю жизнь. Писал он ещё и статьи и монографии о художниках.
В 1913 году Грабарь был избран попечителем (по сути - директором) Третьяковки и занимал этот пост до 1925 года. Т.е. все революционные времена Третьяковка пережила при Грабаре. Да и сам Грабарь затеял в Тертьяковке революционные изменения - перевешивал картины, перепланировал залы. Многим такие преобразования не нравились, но, как я понимаю, та Третьяковка, которую теперь знаем мы - оформилась именно при Грабаре.

Революцию Грабарь принял, и в новую жизнь страны вписался удачно. Судя по всему, в художественной жизни тех лет он играл огромную роль - если не как художник, то как историк, администратор, преподаватель и реставратор. В 1918 году он инициировал создание Центральных реставрационных мастерских - и руководил ими до 1930 года. Собрал в мастерских лучших реставраторов, сам принимал непосредственное участие в реставрации рублёвской "Троицы". Сейчас  реставрационные мастерские носят его имя - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.

Кисти тоже не забросил. Помимо пейзажей, в 1930-40-х пишет немало портретов.

"Зимой. Портрет дочери художника" (1934, Третьяковка)
"Зимой. Портрет дочери художника" (1934, Третьяковка)
"Светлана" (1933, Третьяковка)
"Светлана" (1933, Третьяковка)

Во время войны занимался спасением культурных ценностей, а так же "компенсацией потерь" за счёт произведений искусств из собраний в Германии и освобожденных странах. Умер в возрасте 89 лет, до самой смерти занимал несколько руководящих постов в художественных организациях.

Закончим солидным автопортретом.

"Автопортрет в шубе" (1947, Третьяковка)
"Автопортрет в шубе" (1947, Третьяковка)

А в следующий раз речь пойдёт о другом советском художнике - пожалуй, самом известном и признанном представителе советского (именно советского, а не русского!) изобразительного искусства в мире.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #грабарь