На мой взгляд, в русской живописи (да и мировой, пожалуй - тема-то уж больно русская), есть два главных мастера по снегу. Первый рисовал снег потемневший, умирающий, весенний - это Саврасов. А второй рисовал снег искрящийся, звонкий, морозный, солнечный - и это мой сегодняшний герой.
Игорь Грабарь (1871 - 1960)
Грабарь родился в Будапеште, отец его был венгерским политиком. Политика субстанция переменчивая - и вскоре семья Грабаря вынуждена была уехать из Венгрии и в итоге оказалась в России. Довзрослев до студенческого возраста, Грабарь перебирается в Петербург и начинает учиться юриспруденции и рисованию. Рисование в итоге побеждает, Грабарь поступает в Академию художеств. В 1986 году Грабарь едет в Европу. Там он знакомится с работами импрессионистов и постимпрессионистов, и принимает их художественный метод - остаётся учиться в Мюнхене.
Одна из работ того периода:
А потом он возвращается в Россию, вступает в "Мир искусства" и пытается подружить европейские художественные тенденции с русскими сюжетами.
Первая работа Грабаря, приобретённая Третьяковкой:
Ещё несколько работ, созданных в начале прошлого века:
Надо сказать, что вживую картины Грабаря выглядят эффектнее - он писал достаточно объёмными мазками, поэтому играют они не только нарисованным, но и настоящим светом. Визитная карточка Грабаря - его снежные пейзажи, но он не только их писал, разумеется.
Помимо собственно рисования, Грабарь занимался исследованием истории искусств - его авторству принадлежит монументальный 13-томный труд "История русского искусства", который он начал ещё в 1900, а дополнял видимо всю жизнь. Писал он ещё и статьи и монографии о художниках.
В 1913 году Грабарь был избран попечителем (по сути - директором) Третьяковки и занимал этот пост до 1925 года. Т.е. все революционные времена Третьяковка пережила при Грабаре. Да и сам Грабарь затеял в Тертьяковке революционные изменения - перевешивал картины, перепланировал залы. Многим такие преобразования не нравились, но, как я понимаю, та Третьяковка, которую теперь знаем мы - оформилась именно при Грабаре.
Революцию Грабарь принял, и в новую жизнь страны вписался удачно. Судя по всему, в художественной жизни тех лет он играл огромную роль - если не как художник, то как историк, администратор, преподаватель и реставратор. В 1918 году он инициировал создание Центральных реставрационных мастерских - и руководил ими до 1930 года. Собрал в мастерских лучших реставраторов, сам принимал непосредственное участие в реставрации рублёвской "Троицы". Сейчас реставрационные мастерские носят его имя - Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря.
Кисти тоже не забросил. Помимо пейзажей, в 1930-40-х пишет немало портретов.
Во время войны занимался спасением культурных ценностей, а так же "компенсацией потерь" за счёт произведений искусств из собраний в Германии и освобожденных странах. Умер в возрасте 89 лет, до самой смерти занимал несколько руководящих постов в художественных организациях.
Закончим солидным автопортретом.
А в следующий раз речь пойдёт о другом советском художнике - пожалуй, самом известном и признанном представителе советского (именно советского, а не русского!) изобразительного искусства в мире.
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #грабарь