В самые трудные дни боёв за Сталинград у державшейся за городские улицы советской пехоты подчас не было никакой поддержки кроме штурмовиков. Одним из таких лётчиков, которые как могли помогали пехоте был Иван Пстыго.
Ему приходилось штурмовать атакующие вражеские порядки на малой высоте, когда могли подбить даже из окна здания. Улицы он отыскивал по обычной туристической карте, которую до войны продавали в любом ларьке.
Так, 17 сентября 1942 года Пстыго смог во главе группы отбить танковую атаку. Это произошло в самый критический момент, когда у пехоты уже не оставалось огневых средств, чтобы отбиться.
А начинал войну Пстыго с первых дней на Днестре бомбардировщиком. Сбивали их как немцы, так и свои:
Было и такое: идем на задание, к нам пристраиваются два МиГ-3. Думаем, лететь с истребителями надёжнее. Вдруг происходит невероятное — один из МиГов точными выстрелами сбивает командира нашей эскадрильи и набрасывается на мой самолёт. Покачиваю машину с крыла на крыло, показываю наши опознавательные знаки. Это помогло… МиГ отошёл в сторону…
Спустя много лет, когда я учился в Академии Генерального штаба, рассказал об этом случае своим однокурсникам. В нашей группе учился трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил меня повторить рассказ.
Пересказал снова.
«Это был я», — смущённо и расстроенно заявил он.
«Шутишь, Саша?»
«Да какое там „шутишь“! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный — подумал, что фашист…» - Кузьмина Л. М. Глава III. В небе — Су] // Генеральный конструктор Павел Сухой. — Мн. : Беларусь, 1985. — С. 68—69. — 239 с., 16 с. ил. — 90 000 экз.
После ожесточенных боёв в полку. где служил Пстыго осталось только 11 бомбардировщиков - на всех лётчиков машин не хватало. Свободных лётчиков отправили на переобучение на Ил-2.
Переучившись, Пстыго попал в 504-й штурмовой авиаполк. Полк оказался под Сталинградом, куда рвался противник.
Под Сталинградом Пстыго в качестве старшего звена смог разбить переправу, через которую переправлялись основные силы противника. Это задержало противника на сутки, что в той ситуации было как год в обычной мирной жизни.
Пстыго принимал активное участие в разработке рекомендации по использованию штурмовиков в различных боевых ситуациях. Учитывая эти его наклонности его назначают начальником воздушно-стрелковой службы штурмовой авиационной дивизии, а затем и авиационного корпуса.
День Победы Пстыго встретил в должности командира 893-го штурмового Витебского Краснознамённого авиационного полка.
После войны Пстыго на различных должностях старшего офицерского состава в авиации.
В 1967-м году его назначают заместителем главнокомандующего ВВС СССР по боевой подготовке. В 1975 году стал маршалом авиации.
- В 1977 году Пстыго поручено формировать Центральную инспекцию безопасности полётов Вооружённых Сил СССР, которую он же и возглавил. Тогда им была введена «формула безопасности полётов» как сумма слагаемых — качеств личного состава, законов лётной службы, регулярности полётов, руководства и управления полётами, надёжности авиационной техники. Эта «формула безопасности», построенная на опыте всей жизни Пстыго, действенна до сих пор - Википедия
Отличался тем, что всю свою службу продолжал осваивать новые виды самолётов, в том числе и экспериментальных (52 типа самолётов).
Несмотря на заслуги в годы войны Пстыго не давали звания Героя Советского Союза из-за того, что его отец был репрессирован. Только в 1978 году он стал Героем Советского Союза.
Поддержите автора лайком и комментарием, это ваш персональный ценный вклад в создание будущих публикаций. И не забудьте подписаться, новые материалы выходят каждый день!
Все статьи канала "История и культура Евразии за январь-июль 2021 года"