Якоря – немного об истории
Якоря известны с незапамятных времен, ведь уже древние мореплаватели превосходно поняли, что без него невозможно оставить судно в одном положении при условии сильных морских течений и ветров.
В те далекие времена якоря изготавливали сугубо из дерева, что было очень неудивительно. Самые древние люди не особо хитрили и поступали довольно-таки просто.
Они брали корзины и укладывали в них обыкновенные булыжники, которые затем последовательно просто утапливали на само дно морское. Но уже в Средние века якоря стали наконец-то железными. Деревянным оставался только лишь их шток.
Якоря до изобретения парохода были нужны лишь для того, чтобы удерживать судно на одном месте. Но, в 19 веке функционал их изменился.
А сегодня, в 21 веке они служат не только для удержания судна в пределах круга, диаметр которого зависит от количества вытравленной цепи.
Они необходимы и для предотвращений аварийных ситуаций: столкновений, посадки на мель, навала на причал и т.п. а также минимизировать вращения судна с помощью отдачи двух якорей. Очень актуально, например, в реке Миссисипи, где очень сильные течения, а водное пространство ограничено.
На фото не маленький становой якорь танкера "Суэцмакс", который весит 12 тонн. На VLCC вес составляет около 16 тонн. Но бывают и больше (до 30 тонн).
Существуют также «мертвые якоря», основная функция которых – удерживать огромные платформы на одном месте.
Кроме того, есть еще так называемые "завозы" – якоря, которые необходимы, чтобы осуществлять беспрепятственные дноуглубительные работы или же деятельность, связанную с прорытием разнообразных каналов или же для работы в портах, где возникает оперативная необходимость пускать в акваторию порта огромные суда.
Сам якорь состоит из:
- скобы для крепления к якорной цепи;
- веретена, которое является каркасом или стержнем;
- лап, чтобы якорь свободно зарывался в землю и цеплялся;
- головы, которая утяжеляет и делает самой весомой нижнюю часть
Иногда бывает так, что при снятии судна с якоря и его выборке, 3 помощник с боцманом обнаруживают, что он не чист (но лучше бы он был чист)!
Нет, это не значит, что он в грязи или глине, это означает следующее: якорь за что-то зацепился или намотал подводный кабель, провода, веревки, сетки и многое другое, что было давно забыто на дне морском! Или, как в моем случае, огромный валун, который предательски застрял между лап.
Так оставлять было нельзя, да и тем более якорь перед выходом в море, должен быть надежно закреплен и четко "стоять" в клюзе.
Пришлось его выдавливать путем медленного подбирания цепи и постепенного захода якоря в клюз. Так потихоньку валун выдавился и отправился обратно на морское дно) Делом это оказалось не простым, но мы с "драконом" справились, хотя было неприятно, но тоже опыт!
Сегодня, вы узнали, что моряки так интересно говорят про якорь: "чист / не чист", когда его выбирают (вытаскивают) из воды. А что бы вам еще хотелось узнать интересного из жизни моряков?
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓