В Новой Третьяковке проходит выставка работ художника Юрия Пименова.
Увидев её анонс, я неожиданно поняла, что, оказывается, его работы были одним из самых сильных художественных впечатлений моего детства.
...Помните, в советские годы было такое издание - "Настольный календарь"?
Моя мама их собирала, и я очень полюбила их читать и разглядывать. Там-то я и увидела впервые картину, которая меня поразила. Это была "Свадьба на завтрашней улице".
Для меня сорокалетней давности картина эта была, конечно, не про Москву и не про свадьбу. Она была про меня: мы тогда переехали в новую квартиру в новом доме на новой улице, и всё вокруг было очень похоже на то, что я видела на картине. Только у нас вместо досок лежали большие бетонные плиты с торчащими ушками скоб и маленькими ямками, наполненными водой и напоминавшими следы копытцев. И сейчас я думаю, что у моих родителей была, наверное, большая радость, и приятные хлопоты, и ожидание чего-то хорошего в самом скором будущем, завораживающе названном художником "завтрашней улицей". Завтрашние улицы, новые кварталы, разрастающиеся города были главной темой творчества Юрия Пименова в 1960-1970-х годах.
"Я люблю эти новые кварталы больших городов - в их незаконченности, даже в их неполадках, живет молодая душа новизны. Эти новые дома и кварталы <...> - это устройство людей по-новому, это свадьбы и новоселья, это утренние часы дороги на работу, часто трудные и неудобные, это толпы детей на еще неубранных дворах, это новые соседи, среди которых много хороших людей", - писал Пименов.
Тогда я, конечно, не знала, что на картине - новый район Москвы, а прообразами молодоженов послужили художнику он сам со своей женой Натальей Константиновной, хотя к моменту написания картины их браку уже было тридцать лет. Любопытно, что именно её появление в жизни художника помогает ему преодолеть болезнь и творческий кризис и найти свой путь в искусстве. На выставке это четко прослеживается: на смену революционным настроениям первых лет советской власти
приходит совершенно прозрачная, наполненная светом и промытая летними ливнями красота повседневной жизни.
Самая известная работа того периода - картина "Новая Москва", за рулём - жена художника:
Художник так вспоминал это время: "Это было в 1932 году - для меня началось время работы, которая давала мне счастье <...> открытие теплого живого мира захватило меня так сильно, что я почти не замечал сложностей и бед окружающего мира <...> Перед моими глазами и в моей душе стоял открывшийся мне и раньше мало понимаемый мной мир необыкновенно красивых цветов, нежнейшей женской кожи, волос, мокрых от купанья, улиц, мокрых от дождя, - мир, счастливый несмотря ни на что..."
На выставке можно увидеть и работы военных лет, и эскизы театральных декораций, и картины утраченные, но восстановленные с помощью современных технологий. В общем, очень интересно, и для полноты впечатлений не пожалейте денег на аудиогид!
Выставка продлится до 9 января 2022 года. Сходите посмотреть, какой какой была когда-то новая Москва.
Этот пост - часть проекта "Как попасть в книгу".
Читайте и гуляйте по Москве!