Найти тему

Заступаюсь за горе-художников

Увидел в ВКонтакте пост своей одногруппницы по художественному училищу, и он меня задел за живое. Она, профессиональный художник-педагог, изобличает и высмеивает "неучей из "поколения нэкст " на примере очередной "Алёнки" - городской скульптуры, далёкой от академического совершенства.

Не она одна такая, подобных критиков гораздо больше, чем предметов их критики. Я в чём-то и солидарен с ними, мне тоже хотелось бы видеть на улицах наших городов более совершенные скульптуры, но разве исполнителя надо винить? Давайте всё-таки разберёмся, насколько уместно обвинять авторов этих нелепых, а порой просто наивных, скульптур. Часть аргументов защиты и обвинения можно прочитать в скриншотах.

Для того, чтобы найти виноватого, не надо лезть в дебри психологии и искусства, всё очень просто: кто всё это организовал, выбрал исполнителя и принял результат, тот и виноват. И вот к организаторам могут быть вопросы.

  • За чьи деньги, налогоплательщиков или свои кровные, оплачиваются подобные "шедевры"?
  • Всю сумму честно заплатили исполнителю или это распил бюджета?
  • Была ли возможность договориться со специалистами должного уровня, или такой возможности не было?

И не важно, какой из этих и других возможных вариантов привёл к печальному результату - появлению неказистой скульптуры, в любом случае виновен не исполнитель. Как говорится - не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.

Приведу два примера из моей практики, когда мне пришлось поучаствовать в роли ненавистного "скульптора поколения нэкст" и один раз удалось-таки увернуться от этой незавидной роли.

Первый пример подробно описан в статье "Как я под новый год за одну ночь тысячу двести долларов заработал", а если коротко, то суть вот в чём: начальник отдела культуры обманывал всех художников, не выплачивая им деньги за работу, а мне удалось его перехитрить, составив такой договор, по которому не заплатить было нельзя. Но чтобы всё-таки не платить, заказчик постарался сделать так, чтобы заказ не был выполнен на должном уровне, и у него это получилось. В итоге вместо снежного городка на 12 фигур получилась одна большая куча мусора вперемежку со снегом. Жители нашего городка всё правильно поняли, и никто меня не винил.

Второй случай. С весны договорились о том, что летом я сделаю для села скульптурную группу из 4 деревянных фигур, стоящих спиной к спине на холмике. Но только осенью появился материал для работы, а дело было перед выборами, организаторы торопились, да ещё дожди пошли и работать электроинструментом нельзя, и вообще с мокрым деревом работать сложно. И вот я работал, когда было можно, между дождиками, и как только первая фигура приобрела очертания человека, её забрали и увезли монтировать. Вторую делать было труднее, ведь даже сверить размеры и пропорции с первой фигурой было невозможно. А когда увидел, как первую залили бетоном по щиколотку в низменности, вместо того, чтобы уставить на холме на постаменте, от желания работать не осталось и следа. Доделал кое-как. Хоть и старался, но руки опускались и глаза на это смотреть отказывались. А отказаться доделывать нельзя - людей подставил бы. От оплаты я отказывался, хоть и не очень активно, но меня легко убедили деньги взять - я был в тот момент единственным кормильцем семьи с двумя малолетники, и искреннее "да мы и так не можем" тоже сыграло роль. Какое-то время мне стыдно было проходить мимо этого неказистого "шедевра", и даже в приватных беседах я каялся, что так получилось. Но я потом вдруг почувствовал, что мои покаяния оскорбительны для неизбалованных сельских жителей, которые не эстетствуют на диванах, а привыкли принимать реальность такой, какая она есть, поскольку сами постоянно в трудах и прекрасно понимают, что даже большим трудом не всегда удаётся сделать так, как хочется.

Третий случай. Сделал я эскиз монумента воинам-участникам локальных конфликтов, и не один, а было из чего выбрать. Выбрали вариант, с удовольствием его воплотил бы, но тут началась такая экономия средств, что даже размер урезали с 12 метров до 6 - ну какой же это монумент? Я собирался с другом скульптором работать, но раз денег нет даже на цемент, то на оплату профессионала тем более нет денег. С помощью председателя совета ветеранов удалось настоять на хотя бы 9 метрах, продолжили работу силами местного ремонтно-строительного "спецназа" при администрации, залили фундамент, но вместо 11 железных элементов каркаса сделали всего 9, и не под тем углом, что надо. Мои просьбы привести каркас в соответствии с эскизом хотя бы по высоте возмутили строителей - мол, ты всего лишь картинки рисуешь, а нам потом делать. А кому ещё делать, если на профессионалах сэкономили? Вот они и сделали, поскольку после перепалки с ними моё участие стало бессмыссленным. Аккуратно так сделали, не торопясь. Некоторые элементы были задуманы из фибробетона, вот только это слово раздражает тех, кто считает себя профи по бетону, но впервые слышит про фибробетон. Не зная о суперпрочности фибробетона, но, зная, что бетон из местных смесей не годится для тонких деталей, заказали их из листового металла. В конце концов получился монумент, который заметно отличается от эскиза, но ни в коем случае не надо к нему придираться. Ведь это дань памяти воинам-героям от земляков, а не моя творческая работа.

Если у меня, профессионального художника, бывают такие случаи, когда результат даже меня смущает, то что говорить о тех любителях, которых "экономные" организаторы назначают исполнителями своих задумок. "Ну не шмогла я, не шмогла ..."