В Сухумском международном аэропорту им. В.Г. Ардзинба, что в пос. Бабушера, до настоящего времени стоит старый ржавый самолет ЯК-40 бывшего президента Грузии Э. А. Шеварднадзе.
Этот ЯК-40 Шеварднадзе получил когда-то еще как член политбюро ЦК КПСС. В аэропорту Бабушеры он был брошен в 1993 году, в последние дни войны, и с того времи ни разу не взлетал..
До сих пор доподлинно неизвестно, каким именно способом покинул Сухум Шеварднадзе, но есть несколько версий о произошедшем в те дни его побеге из Абхазии.
Первая версия, говорит о том, что Шеварднадзе был вывезен на российском военном вертолете в Грузию. Абхазы не решились сбить российский вертолет, и Шеварднадзе благополучно избежал и плена, и гибели.
Аслан Кобахия. Воспоминания о грузино-абхазской войне.
28 сентября 1993 года. Столица нашей родины, город Сухум, уже сутки под контролем наших войск. Временный командный пункт артиллерии находится на крыше Морского вокзала, где я и начальник штаба Заур Ардзынба ведем управление огнем по позициям противника в Гульрипшском районе.
В середине дня на меня выходит «Двенадцатый» (позывной министра обороны С. Сосналиева):
— Прекратить боевые действия! Со стороны моря будет заходить боевой российский вертолет, который возьмет на борт из санатория МВО тяжелораненого российского полковника...
Санаторий МВО от нашего пункта находился в 500 метрах. И все приборы наблюдения были направлены туда, так что мы могли видеть всё, что там происходит, как в 15—20 метрах от себя. Минут через 20 со стороны моря появился российский вертолет, который приземлился прямо на берегу. Все мы ждали, что к нему на носилках понесут раненого, но, к нашему удивлению, увидели, как два здоровых мужика бегом ведут к вертолету седого человека.
Все в один голос крикнули:
— Это Шеварднадзе!
Вертолет, у которого винт не был выключен, моментально взлетел. Конечно, была возможность его сбить, но я не рискнул дать такую команду. После войны С. Сосналиев говорил мне, что не знал, что русские вывозят Шеварднадзе. А о раненом российском полковнике просил лично сам командующий Черноморским флотом адмирал Балтин.
Вот так этот дьявол ушел от нас.
По другой, очень спорной версии, Шеварднадзе улетел все же на ЯК-40. В интерьвью бывшего командующего Черноморским флотом, Героя Советского Союза адмирала Эдуарда Балтина, о событиях тех лет он рассказал в 2002 году корреспонденту РИА Новости Сергею Сафронову:
В сентябре 1993 года Эдуард Шеварднадзе, занимавший тогда пост председателя Госсовета Грузии, прилетел в осажденный абхазскими формированиями Сухуми, чтобы личным присутствием воодушевить грузинских бойцов, повысить их боевой дух. Однако его прилет возымел ровно противоположное действие - воодушевились абхазские формирования, которые пошли "в последний и решительный бой", то есть на штурм абхазской столицы. В итоге положение Эдуарда Шеварднадзе стало угрожающим. Фактически в конце сентября грузинские части удерживали лишь центр Сухуми и аэропорт.
Выбраться из окруженного города он мог либо самолетом, либо по морю. Однако силы ПВО абхазов сбивали все, что взлетало с аэродрома Сухуми. Море было также блокировано быстроходными катерами и "Кометами", на которых были установлены крупнокалиберные пулеметы и пушки.
"Спасение" Шеварднадзе происходило следующим образом. По просьбе руководства России, Абхазская армия 27 сентября на два часа прекратила огонь и остановила свое движение в Сухуме. И во время этого затишья глава Грузии "был вывезен российскими десантниками под видом тяжелораненого русского полковника в расположение сухумского военного санатория, позже переправлен на российскую военную базу в Батуми, а затем в Тбилиси".
Задача обеспечить вывоз Э. Шеварднадзе из Сухума была поставлена российским президентом непосредственно перед тогдашним министром обороны П. Грачевым. Тогда же … из Севастополя к берегам Абхазии срочно вышел высокоскоростной десантный корабль "Зубр", который отвлек внимание абхазской стороны и, воспользовавшись этим, пилоты Шеварднадзе подняли ЯК-40, и на очень малой высоте над рекой вышли в море, развернулись, ушли в сторону Поти и сели под Кутаиси.
Эта версия как-то не вяжется с реальнстью, ведь ЯК-40 до сих пор находится на территории аэропорту в Бабушере.
По третей версии, изложенной в газете "Комсомольская правда" от 12 октября 1993 года, в интервью самого Э. Шеварднадзе, данном журналистке Ядвиге Юферовой, он улетел на заброшенном ТУ-134.
- В три часа ночи позвонили военные и сказали, что лучший вариант уехать из поверженного Сухуми на военном скоростном катере. Как и было обусловлено, в четыре часа утра вместе с частью охраны вышли на берег, зажгли фонарики. Действительно появился катер, но тут со всех сторон в небо взмыли ракеты и начался жесточайший обстрел. Мы залегли, минут десять продолжалась канонада.
- А кто стрелял?
- Я до сих пор понять не могу, что произошло. Это была береговая охрана. Наша? Российская? Катер сделал еще одну попытку, но стрельба была такая массированная! Стало ясно, что уйти морем не получится. Попасть в плен не хочется. Пойти в тот час на крайнюю меру я не мог: это тоже было бы плохо. Но если не застрелиться, то как тогда выжить?.. Ребята стали уговаривать пойти с потоком беженцев но горам. Это два дня идти, если без всяких препятствий. Я отверг этот вариант. Поехали в аэропорт. Там действительно стоял еще правительственный самолет ЯК-40, но экипажа и основной части моей охраны там не оказалось. Я не знаю, как так получилось, возможно, они ушли в горы... Судьба меня в тот час подвела к другому, заброшенному самолету ТУ-134. Удалось разыскать летчика. Уже было шесть часов утра... Еще нашли кого-то из экипажа, Я объяснил им, если не уеду, то Сухуми начнется по всей Грузии. Решайте сами, я не могу вас заставить, а могу лишь просить. Они сказали: "Мы с вами". 80 процентов было за то, что это самолет-смертник, у него было много неисправностей, и три гражданских самолета до этого были варварски сбиты абхазами. Славные ребята, они решились. Оказалось, что горючего хватит только до Батуми или Кутаиси. Полетели на Батуми, никто не ожидал меня там, заправились, и в восемь часов утра я был в Тбилиси, а в десять уже на работе".
Такова личная интерпретация Шеварднадзе, о своем бегстве из Абхазии.
Одно в этой истории остается неизменным - 28 сентября 1993 года Шеварднадзе сбежал из Абхазии.
P.S. А недавно в сети я увидела вот такое: "Як-40, бывший борт №1 президента Грузии Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе, выставлен на продажу в Абхазии". Как думаете, это шутка?
Если Вам понравилась статья, оценивайте, подписывайтесь, делитесь с друзьями в соцсетях!
Другие интересные статьи моего блога:
- Абхазия 1983. Взлёт, посадка...