Совсем скоро, 1 ноября исполнится 3 года, как Юрия Варданяна нет с нами. В канун Дня Памяти о выдающемся спортсмене предлагаю Вам статью о его жизни после того, как он ушёл из спорта и переехал жить в США. 5 июня 2007 года корреспондент газеты "Спорт-Экспресс" Елена Вайцеховская взяла у него интересное интервью, фрагменты которого я и предлагаю вашему вниманию.
Краткая справка: Юрик Варданян - Олимпийский чемпион 1980 года в Москве, 7-кратный Чемпион мира, 5-кратный Чемпион Европы, обладатель 43 мировых рекордов. Первым из средневесов поднял в сумме 400 кг. В Москве установил сразу 5 мировых рекордов и выиграл заочно в следующих 2-х весовых категориях! На тренировках прыгал в высоту 212 см!
После неудачной попытки отобраться на Олимпиаду 1988 года, Юрик завершил карьеру спортсмена и перешёл в политику, был избран в Верховный Совет республики Армения. Но в 1991 году был вынужден с семьёй уехать в США.
Незадолго до всех этих событий мне поступило предложение временно уехать в США работать - подписать контракт с федерацией тяжелой атлетики. Поэтому долго я не раздумывал: начал оформлять бумаги для отъезда. Даже не думал, что уеду на такой долгий срок. Контракт подписал всего на год. До этого никогда особенно с американцами не пересекался - возможно, и они хотели посмотреть, что я за специалист.
Его пригласили в главный тренировочный центр в Колорадо-Спрингс. Там находится национальный олимпийский центр подготовки по многим видам спорта, хотя сама федерация тяжелой атлетики базировалась в Сан-Франциско. Варданян уехал с полной уверенностью, что в течение года в Армении все наладится и он вернётся домой...
-Ты ехал работать с клубом или со сборной?
- Официально я считался консультантом сборной США. Но только в течение первого года, как и было оговорено контрактом. А потом стал тренером по физподготовке у баскетболистов. В "Чикаго Буллз". В те годы в НБА этот клуб постоянно был среди ведущих. Обо мне баскетбольным тренерам рассказали тренеры сборной США по тяжелой атлетике. Это вообще принято в спорте - многое из того, что касается физической подготовки, заимствовать у штангистов.
В "Чикаго Буллз" в то время Майкл Джордан играл, Скотти Пиппен. Замечательные ребята. Я потрясен был тем, как они слушают тренера и как тщательно все выполняют. Как в детском садике маленькие дети. Представляешь? Здоровенные черные ребята, которые настолько четко понимают, чего хотят в этой жизни добиться, что ими нельзя не восхищаться.
- Сколько времени ты с ними работал?
- Почти четыре года. По условиям контракта я не был обязан постоянно ездить с командой на игры, но ездил часто. Условия для работы у меня были просто потрясающие. Такие залы мне прежде видеть не доводилось. Имею в виду не баскетбольные залы, а те, где мы занимались физподготовкой. Не у всех тяжелоатлетов такие условия есть. Я же во всем мире побывал, многое видел. Столь фантастических тренажеров нигде нет. Да и вообще все, что касается работы, - на высшем уровне. Медицина, восстановление...
А вот в системе тренировок ничего нового для меня не было. В Америке, как и во многих европейских странах, в большой степени используют ту систему подготовки, которая существовала в Советском Союзе, просто на другом, более современном витке. Своих методик у них по большому счету нет.
- Какая часть твоей жизни сейчас принадлежит штанге?
- В лучшем случае, десять процентов. Я продолжаю бывать на соревнованиях, но только потому что штангой последние четыре года серьезно занимается мой средний сын. Он входит в национальную сборную США. К сожалению.
- Ты говоришь искренне?
- Да. Мне было бы приятнее, если бы он выступал под армянским флагом.
- Сын сам сделал этот выбор?
- О чем ты говоришь? Не забывай, что у меня - армянская семья. Глобальные решения принимаю в ней я. Но поскольку мы все-таки столько лет живем в этой стране, а сын - американский гражданин и ему создают здесь все условия для подготовки, то было бы неправильно отказаться выступать за США.
- Тебе самому было трудно уходить из спорта?
- Нет. Я не сразу принял решение. Сначала хотел просто отдохнуть. Выступал-то 12 лет без перерыва. Причем семь лет подряд входил в десятку лучших спортсменов СССР. Никакой другой спортсмен похвастаться таким достижением не мог. Анатолий Карпов был в "десятке", если не ошибаюсь, шесть раз, Ирина Роднина - пять. Я не хвастаюсь, но просто действительно тяжело было постоянно выступать на высшем уровне и добиваться таких результатов. Последний раз я выиграл чемпионат мира в 1985-м и думал, что немножко отдохну, потом вернусь в штангу и выступлю на Играх-88 в Сеуле. Но не получилось. Так плавно и закончил.
- Для тебя, подозреваю, бойкот Игр в Лос-Анджелесе должен был стать особенно чувствительным ударом.
- Это да. Не представляешь, как обидно было. Я ведь в то время был в глазах людей не только полпредом своей республики, но и всего Советского Союза. Если помнишь, когда Грамов (председатель Спорткомитета СССР. - Е.В.) дал официальную пресс-конференцию в МИД, где объявил о том, что советские спортсмены не поедут в США, он почему-то из всех спортсменов выбрал меня и посадил рядом с собой перед микрофонами. Я не говорил ни слова, но Грамов постоянно кивал в мою сторону, словно это мое решение. Мол, ничего страшного. Вместо Олимпийских игр мы организуем свои соревнования - турнир "Дружба"...
- Не хотелось в этот момент взять и придушить его за такие слова?
- Я в шоке был. Вообще не понимал, что происходит, что он такое говорит, какая "Дружба"? Если бы я тогда так разбирался в политике, как разбираюсь сейчас, плюнул бы на все. Любыми путями добился бы разрешения приехать в Лос-Анджелес и выступить сам за себя - под олимпийским флагом. В те времена в США проживало порядка семисот тысяч армян. Неужели они не жаждали своими глазами увидеть выступление Варданяна? Я там готов был выиграть у кого угодно, даже стоя на одной ноге. Так что было обидно. Очень обидно. Ну просто - очень.
У меня как получилось: в 1976-м меня не взяли в Монреаль, потому что слишком молодой был. В день, когда соревновались штангисты моей категории, я выступал на турнире и показал результат на 10 кг выше, чем в Монреале олимпийский чемпион. В 1980-м не просто выиграл, но получил бы золото, если бы соревновался с представителями сразу трех весовых категорий. Мог бы аж три золотые медали там выиграть.
Вот и получается, что, если считать только чемпионаты мира, мне не на что жаловаться. А с Олимпийскими играми не совсем сложилось.
- Ты сразу бросил тренироваться, когда принял окончательное решение насчет ухода?
- Нет, конечно. Когда в США работал, постоянно все упражнения сам ребятам показывал. И сейчас слегка форму поддерживаю. В зал не хожу, все необходимые снаряды дома имеются, но сам себе дал слово, что ни разу не выйду из дома на улицу, прежде чем полчаса не отзанимаюсь. Как бы ни был занят. Для меня это важно. Когда мышцы в тонусе, я по-другому себя чувствую.
- То есть тебя можно назвать совершенно счастливым человеком? Замечательная семья, трое сыновей, прекрасная физическая форма...
- По-настоящему счастливым можно быть только на родине.
- Но ведь для твоих детей родина уже здесь. Не боишься, что в один прекрасный день, когда решишь вернуться в Армению, дети не захотят никуда уезжать?
- Надо рассуждать трезво. Моему старшему сыну уже 22. Среднему - 19. Младшему, который родился в Америке, - 12. Оторвать их от шестнадцати прожитых здесь лет нереально. Но живем-то в XXI веке. Пусть остаются здесь, если захотят. А сам я хочу жить в Армении.
В 2009 году Юрий Варданян вернулся в Армению, стал советником президента этой страны. В 2013—2014 годах был министром спорта и по делам молодёжи Республики Армения. С июня 2014 года по октябрь 2017 года занимал пост Чрезвычайного и Полномочного Посла Армении в Грузии, 1 ноября 2018 года в 62 года ушёл из жизни. Светлая память выдающемуся советскому и армянскому спортсмену!
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.