Водопад реки Хокодзь. На внедорожнике в лесные дебри

Живописный водопад Хокодзь находится вдали от популярных маршрутов горной Адыгеи, и туристы редко посещают эти дикие труднодоступные места.

Друзья, наконец-то готов мой новый фотоотчёт о нашей внедорожной поездке к водопаду реки Хокоздь (Майкопский район, Республика Адыгея).

Водопад реки Хокодзь. Здесь и далее фото автора, 23.10.21 г.
Хокóдзь (с адыгейского "долина коней") - небольшая река длиной около 25 км, берёт начало с северного склона Гуамского хребта в районе Пятигорских полян (Апшеронский район Краснодарского края). В верхнем течении Хокодзь несколько километров петляет по апшеронским лесам, потом её русло заходит на территорию Адыгеи. Река течёт по безлюдной местности и впадает в Курджипс у станицы Дагестанской. На Хокодзе есть водопад, к которому можно доехать на внедорожнике из ст. Дагестанской.

Наш маршрут к водопаду Хокодзь начался из города Майкопа, столицы Адыгеи. Перевалив через невысокий лесистый хребет, выступающий водоразделом рек Белая и Курджипс, наши внедорожники взяли курс вверх по долине Курджипса к станице Дагестанской. Этот отрезок маршрута длиной около 30 километров мы преодолели очень быстро, так как к Дагестанской ведёт хорошая асфальтированная дорога. Наш путь проходил через небольшие населенные пункты, мимо полей и пастбищ, сквозь леса и рощи, а на южном горизонте возвышалось величественное Лагонакское нагорье.

Дорога в станице Курджипской.

Вот и небольшая станица Дагестанская, в которой проживает всего около пятисот человек. В окружении густых лесов она раскинулась по берегам реки Курджипс. Станица была основана в 1863 году на месте абадзехского аула, и по сей день её окружают старинные черкесские сады, которые дают богатый урожай яблок, груш и других фруктов. Станица не имеет отношения к Дагестану, своё название она получила в честь 82-го Дагестанского полка, который в XIX веке участвовал в Русско-Кавказской войне.

Вид на ст. Дагестанскую с горы Табунной.

В центре станицы Дагестанской мы ненадолго остановились возле сквера, чтобы осмотреть установленный на постаменте самолет МИГ-21 (?). Здесь находится братская могила лётчиков, погибших в боях с фашистами в 1942 году, в их числе Герой Советского Союза Н.В. Крюков. Рядом установлена мемориальная доска первым поселенцам станицы Дагестанской. Листайте галерею (3 фото):

В центре Дагестанской мы свернули налево, с главной улицы Почтовой на Кооперативную, ориентир - остановка общественного транспорта (44.368474, 40.015368). Вскоре улица закончилась, асфальтированная дорога сменилась на гравийную, и начался пологий подъем на невысокий Табунный перевал. Всё дальше и дальше удалялись мы от цивилизации, от последнего населённого пункта на нашем маршруте.

Беседка на перевале Табунный.

Вот и вершина перевала (44.359394, 40.024014), здесь под сенью леса стоит уютная деревянная беседка, открывается прекрасный вид на извилистое ущелье реки Хакодзь, скрытое в лесных дебрях, над ними величественно возвышается Лагонакское нагорье, видны Оштен, Нагой-Чук, Мезмай и другие пологие вершины, покрытые высокогорными лугами. Листайте галерею (4 фото):

Спустившись с перевала, мы оказались на берегу реки Хокодзь, где увидели несколько легковых автомобилей: местные жители приезжают сюда за грибами, каштанами и другими дарами леса. Тут заканчивается хорошая гравийная дорога и начинается экстремальный участок маршрута протяженностью около 10 километров. Путь идёт по разбитой лесовозной дороге, частично прямо по руслу реки Хокодзь, встречается много бродов, большие лужи и глубокие колеи от лесовозов, наполненные грязью. Некоторые туристы оставляют свои автомобили у первого брода и дальше идут к водопаду пешком. В таком походе обязательны резиновые сапоги, а во время половодья и распутицы лучше вообще отказаться от посещения водопада.

Листайте галерею (10 фотографий, путь по долине реки Хокодзь):

Километра через три дорога отходит от реки, и слева появляются поляны, поросшие кустарником и фруктовыми деревьями - это всё, что осталось от маленького посёлка Хакодзь, существовавшего здесь в советские времена. Поселок являлся первым и единственным населённым пунктом на реке Хокодзь, он был основан в 1963 году как поселение лесорубов от Первомайского лесхоза. В те годы в долине реки Хокодзь была развёрнута широкомасштабная рубка леса, которая не прекращается и по сей день.

Поляна на берегу Хокодзя. Когда-то здесь был посёлок.
Поселок Хакодзь на советской карте.

Сейчас о посёлке напоминают лишь полуразрушенные фундаменты домов и остатки фруктовых садов. Старые виноградные лозы, посаженные когда-то во дворе дома, давно потеряли свои опоры и расползлись по земле словно тропические змеи.

Виноградные лозы на земле.

В советские времена в окрестностях поселка Хакодзь было большое озеро (оно обозначено на старой карте) и источник с минеральной водой, который бил высоким фонтаном из буровой трубы. Поляна у источника так и называлась - Фонтан. Сейчас минеральный родник иссяк или забился, мне не удалось его увидеть. Озеро превратилось в заросшее болото с тиной и камышами. Лесхоз развалился, люди покинули эти благодатные места, и всё пришло в запустение.

Разрушенные каменные стены - всё, что осталось от посёлка Хакодзь.

А наши внедорожники всё дальше и дальше углублялись в ущелье реки Хокодзь. Лесистые склоны ущелья становились всё выше и круче, а броды сложнее и опаснее. В русле реки появились скалы, крупные камни. И повсюду были видны следы лесозаготовок: множество волоков, лесовозы, бульдозеры, бытовки рабочих и прочая техника. Среди лесовозных дорог легко заплутать (что мы пару раз и сделали), здесь главное правило: придерживаться главного русла реки и не уходить на боковые притоки.

Лесозаготовки в долине реки Хокодзь.

Наконец, дорога привела нас к небольшой поляне, где стоит маленькая охотничья хижина. Здесь дорога раздваивается и удаляется от реки: левая ведёт в урочище Шиверёв сад, правая в сторону Мезмая. В этом месте главное не уйти в неправильном направлении и не проехать мимо водопада, так как его не видно с дороги. Водопад находится в трехстах метрах от поляны с хижиной, и чтобы попасть к нему, нужно пройти или проехать вверх прямо по руслу, а не по дороге.

Поляна перед водопадом реки Хокодзь.
На поляне стоит маленькая охотничья хижина.

Вот и цель нашего сложного путешествия - водопад Хокодзь (44.283437, 40.010932). Без сомнения, ради такого прекрасного вида стоило преодолеть этот сложный путь. Мне приходилось видеть этот водопад только на фотографиях и видеоотчётах, но в живую он превзошёл все мои ожидания. С чистыми хрустальными струями, удивительно живописный, водопад притаился под сенью золотого осеннего леса и словно светился изнутри, переливаясь и играя в тёплых солнечных лучах.

Водопад Хокодзь виден издали!

Глубокие чистые заводи под водопадом до самого дна просвечивались яркими лучами солнца, что был виден каждый камешек; в бирюзовой воде кружили хоровод опавшие золотые листья, на глубине мелькали маленькие рыбки, а на поверхности играли солнечные зайчики. Речные струи сбегали вниз по склонам, бурлили и пузырились в каменных ваннах словно в джакузи.

Каменные ванны водопада Хокодзь.

Водопад Хокодзь невысокий, около 12 метров, но довольно протяженный, состоит из четырех ступеней, или каскадов разной высоты. Если стоять лицом к водопаду, то на правом берегу можно найти тропинку и по ней подняться на самую макушку водопада, попутно осматривая каждую его ступень.

Сбоку хорошо видна протяженность водопада.
Для масштаба - человек на макушке водопада. Верхний каскад.

За водопадом начинается небольшое скальное ущелье, где находятся другие водопады-малютки. Здесь Хокодзь принимает облик бурной горной реки, падает с одного порога на другой, огибает большие камни, шумит и бурлит в маленьких теснинах, разливается в глубоких каменных ваннах. Со стен ущелья водопадами сбегают вниз небольшие ручьи, а под скалой вырывается из недр земли бодрый ледяной родничок.

Речные пороги и скалы выше водопада Хокодзь.
Речной порог и глубокая заводь.

Мы отправились вверх по ущелью, любуясь маленькими водопадами. Неожиданно высоко в кронах деревьев зашумел ветер, и каньон реки Хокодзь накрыло золотым листопадом! Стаи листьев порхали в воздухе и медленно опускались вниз, укрывая золотым ковром лесные склоны, камни и скалы, они падали в воду и словно рыбки кружились в речных водоворотах. Метров через триста каньон закончился, Хакодзь вновь принял облик обычного лесного ручья, и мы повернули обратно к водопаду.

Листопад в ущелье Хокодзь.
Ущелье реки Хокодзь.
Маленькие водосливы на реке.

Возле водопада Хокодзь есть небольшие полянки на берегу реки, где удобно расположиться на пикник, отдохнуть и полюбоваться природой. Летом здесь можно купаться в глубоких каменных заводях, ловить рыбу (водится голавль, плотва, форель), а осенней порой в лесу много грибов. Также некоторые краеведы упоминают о большой пещере или гроте в верховьях реки Хокодзь, но мне не удалось найти более точное описание или координаты, а искать наобум не хотелось, так как река имеет сразу несколько истоков.

Глубокие заводи под водопадом Хокодзь.

А еще река Хокодзь славится своими окаменелостями. Прогулявшись по берегу, мы без труда нашли окаменевшие раковины аммонитов, отпечатки кораллов и других обитателей древнего океана Тетис, который миллионы лет назад господствовал на месте нынешнего Кавказа.

Отпечаток трубчатого коралла? Найден мною на реке Хокодзь.

Перекусив и отдохнув на поляне, мы бросили прощальный взгляд на водопад и поехали обратно той же дорогой. Наше знакомство с водопадом реки Хокодзь прошло удачно! Выводы я сделал такие: места здесь интересные, безлюдные и живописные, за исключением активных лесозаготовок. Желательно ехать сюда на внедорожнике, а вот пешком идти далеко и неудобно (лужи, грязь, броды). Для поездки нужно выбирать сухую тёплую погоду, чтобы река была чистой и маловодной.

Друзья, благодарю вас за внимание! Мой канал "Путеводитель по Адыгее" - подписывайтесь, читайте, пишите комментарии. Если нужен проводник или экскурсовод в горах Адыгеи - обращайтесь, буду рад помочь.