Найти тему

В чем секрет "Игры в кальмара"?

Оглавление

Сериал «Игра в кальмара» за самые короткие сроки успел стать самым популярным сериалом на Netflix и завоевать сердца кинозрителей по всему миру. Почему именно он? В чем же секрет успеха сериала именно в точки зрения кинодраматургии?

Первая причина – это работа с драматическими ситуациями.

Кинозрители хотят эмоций: нам необходимо волноваться, радоваться, огорчаться и удивляться. Для того, чтобы дать нам эти эмоции, авторы сценария ставят героя в драматическую ситуацию.

Драматическая ситуация - это положение, когда силы и возможности персонажа намного меньше, чем окружающие обстоятельства.

Сериал дает нам нужные эмоции волнения и сопереживания в очень интенсивном ритме. На протяжении всех серий герои попадают в безвыходные ситуации одна за одной. Сначала главный герой погряз в долгах, затем он попал в лагерь со смертельными играми, каждая из игр – сама по себе отдельная драматическая ситуация для каждого из игроков и, в конце концов, героям приходится выкарабкиваться из драматических ситуаций, которые они сами себе создают, например, они вынуждены выживать в ночных смертельных рейдах.

Успех такого насыщенного на драматические ситуации сюжета в первую очередь зависит от угрозы, которая нависает над действующими лицами. Если персонажам ничего не угрожает, то истинного сопереживания добиться не выйдет.

Нашим героям в обычной жизни угрожает бедность, голод и физические увечья от коллекторов, из-за чего они решаются участвовать в голодных играх, которые в свою очередь угрожают смертью. И нам не просто дают понять, что грозит персонажам, нам дают это прочувствовать по нескольку раз в каждой серии. Игроки умирают пачками, что заставляет нас еще больше переживать за героев, за которых мы болеем.

Если Вы хотите, чтобы Ваш сценарий стал столь же успешным, проследите, чтобы герой попал в крепкую драматическую ситуацию, затем в попытках из нее выбраться натыкался на все новые и новые безвыходные обстоятельства, каждое из которых сложнее и опаснее предыдущего, и чтобы все это развивалось в атмосфере постоянно нависающей угрозы, которую зрители видят и чувствуют.

Драматическая ситуация заставляет героя действовать, «прыгать выше своей головы» и совершать поступки, которые удивят и развлекут зрителя. На этом строится сопереживание.
-2

Вторая причина популярности – это система персонажей.

Главный герой «Игры в кальмара» - отталкивающий неудачник, который сидит на шее у больной матери, тратит все деньги на скачках, не держит обещаний, не имеет цели в жизни и в целом ничем не привлекает. Казалось бы, ну чем такое ничтожество может цеплять зрителей? Однако, этот герой имеет два секретных ингредиента сопереживания, которые вопреки прямой логике таки заставляют зрителя идентифицировать себя с ним и так или иначе волноваться за него на протяжении истории.

Во-первых, он наделен узнаваемыми недостатками и слабостями. Инфантильность, лудомания, долги и безответственность и невезение – хоть и отталкивающие качества, но очень понятные и знакомые. Нам знакомы проблемы с деньгами, неумение себя контролировать по мелочам, созависимые отношения с семьей и так далее, поэтому интуитивно мы принимаем изъяны героя, потому что хотели бы, чтобы и наши изъяны кто-то принял и простил. Когда мы видим на экране простого человека с понятными и в чем-то близкими нам проблемами, мы включаемся в сопереживание.

Во-вторых, в сериале грамотно выстроена система добра и зла. Персонажи делятся на два больших лагеря: организаторы игр и участники. На одной стороне беспечные миллиардеры-извращенцы, на другой бедные маргиналы-неудачники. Как бы отбросы против богачей. И те и те – очевидные антигерои, но одним мы сопереживаем, а вторым – нет. Почему так? Все из-за того, кто в истории выбран центром добра, а кто центром зла.

-3

Если главный герой и его соратники – плохие или непривлекательные люди: мафиози, убийцы, маменькины сынки, негодяи, преступники и так далее, то, чтобы создать сопереживание нужно иметь внутри сюжета кого-то, кто еще хуже. Да, игроки неидеальны, они безответственны, эгоистичны и агрессивны, но богачи еще хуже. Многие игроки гуманны, а главный герой из безответственного маменькина сынка вырастает в ответственного человека, которому не плевать на других. У богачей же положительных качеств нет.

Третья причина популярности – это концепция.

Авторы представляют нам детские игры, как нечто смертельно опасное. В нашем восприятии, дворовые игры с друзьями – это нечто безопасное. Сценаристы берут это нечто безопасное, переворачивают с ног на голову наше восприятие и получают некий концептуальный антишаблон. Такое переосмысление в сочетание с постоянными визуальными аттракционами становится изюминкой всего сюжета и притягивает наше внимание.

Концепция – это определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Это некий конструирующий принцип или новый способ понимания и переосмысления того или иного явления/события/вещи/итд». Это и поиск чего-то нового в чем-то уже давно знакомом, и некая определенная трактовка человеческого опыта, и работа с формой и содержанием.

Конечно, когда подобная концепция уже придумана, со стороны она выглядит простой и элементарной, однако, поверьте моему преподавательскому опыту, придумать ее с нуля – это как родить ежа.

Также в сериале задействована знакомая зрителю универсальная концепция игр на выживания, которая уже давно доказала свою универсальность и востребованность у аудитории.

Вывод: Сценарий «Игры в кальмара» выстроен по классическим правилам кинодраматургии: начиная с драматической основы, продолжая созданием системы персонажей и заканчивая проработкой структуры, что и гарантирует ему безусловный успех у зрителя.

Автор - Екатерина Перевизнык, преподавательница сценарного мастерства и психолог.

Набор в сценарную онлайн-мастерскую:

Базовый курс - https://vk.com/snscenarist?w=product-115221999_1509047%2Fquery

Углубленный курс - https://vk.com/snscenarist?w=product-115221999_2099630%2Fquer

YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCZVp_jfW09KT9ZILG5isksQ