( Газета : ,, Кавказ ,, 1859 год . Ном . 86 . Тифлис . Автор А . П . Архипов - известный русский исследователь истории и этнографии народов Северного Кавказа . Архив - ЦПА ИМЛ при ЦК КПСС . Орфография , пунктуация и обороты речи сохранены ) . В Ногайском обществе по крайней мере определены права каждого ногайца ; у других и этого нет , хотя есть сословия которые не имеют что - то определеннное . Ныне ногайцы живут : 1 ) . По Калаузу и Янкулям ( в Ставропольском округе ) . 2 ) . На Куме , Сабле и около горы Беш - тау ( в Пятигорском округе ) . 3 ) . На расстоянии от Кумы и Моздока и
носящие название Джембойлук и Эдисан и 4 ) . Караногайцы и Эдишкульцы ( в Кизлярском округе ) . ... ( Газета : ,, Кавказ ,, ном . 87 . Тифлис ) . Некоторые фамилии считают себя султанами - право это до того должно быть не сильно , что сами же они называют себя скорее князьями - чем султанами ( они не отбывают повинности ) . Второе место занимает духовенство как-то - кадии , эфенди и сокта ( собственно ученик ) , или помощник эфенди . Духовенство пользуется доходами как и вся мусульманское духовенство и избавлена от повинностей . Есть ещё так называемые тарханы , которые во время оно заслужили или так по милости начальства . Воды : Каспийское море и реки : Терек , Кума , Янкуль , Калауз и Сабля . Число кибиток : в Караногае и Эдишкуль - до 4500 , в Калаус - Джембойлуке - до 1500 , Ачикулак - Джембойлуко - Эдисане до - 1200 , в Калаусо - Саблинско - Бештау - Кумском - 1150 . По пути в Кизляр от Золотаревской станции караногайцы иногда содержат несколько почтовых станции ( прогоны платят по 1 , 5 копейки на одну версту на лошадь ) . Три рода суда шариатский ( телесный , духовный ) и адатский ( народный ) суд по обычаю словесный , суд же магометанский ( примирительный ) у них никогда не уничтожался - признан и поныне . С 1857 года все кочующие народы Ставропольской губернии состоят в ведении гражданского управления и разделены на 5 приставств . Приставства окончательно устроено в 1823 году . Каждый пристав имеет или может иметь помощника , переводчика , писца и для посылов казаков . В каждом приставстве избирается один голова , две старшины и один казначей . В Караногайско - Эдишкульском две главы , четыре старшины , и одного казначея . В каждом ауле где более 10 кибиток бывает староста и десятник . Все кочующие общества могут избирать от каждого приставства по депутату , для присутствия в окружных судах по делам тяжебных и уголовных , как между однородцами так и с инородцами . Аульные старшины и десятники избираются из среды своих аулов : депутаты , головы , старшины и казначеи в приставстве утверждаются главным приставом . Избирается только на один год . Выборы проходят всегда перед весенней перекочевкой . Главная задача главного пристава ( обязанность ) состоит в охране прав и собственности кочующих народов , он должен заботиться об улучшении их быта и стараться прилагать их к оседлой жизни и вместе с тем наблюдать за действиями частных приставов и всех выборных лиц . Для сего он должен делать частые разъезды к кочевьям и в случае злоупотреблений наказывать . На проезд кочующих народов выдают билеты на два месяца в пределах Ставропольской губернии и на четыре месяца вне пределов этой губернии . Первые билеты на простой , вторые на гербовой - частный пристав . От повинностей освобождены бедные , вдовы , больные , калеки . Не несут повинности в продолжении трёх лет вновь поступившие . ( Газета : ,, Кавказ ,, ном . 89 . Тифлис ) . Кочуя дитя начинает говорить , его прежде всего стараются выучить молитвословию : ,, ля ильильяхи Алла ,, . Когда отдают дитя учиться то в продолжении его учебы особенно при начинании другой книги угощают учителя , родных и знакомых . Похищение невест случается не так часто как у других кавказских народов . В 1847 году мюридизм проник было и к кочующим народам и посвященные в ( мюриды ) сидели по нескольку дней в ямах ( изучая принципы тариката ) . НОГАЙСКИЙ ЯЗЫК В УПОТРЕБЛЕНИИ НЕ ТОЛЬКО МЕЖДУ КОЧУЮЩИМИ НАРОДАМИ НО И МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ ЦЕНТРА И ПРАВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ ! Р . S . В газете : ,, Терские ведомости ,, 1892 года в ном . 66 , известный русский исследователь северокавказских народов А . Рудановский опубликовал свою статью написанную 20 - го декабря 1862 года в ставке Терекли - Мектеб . Нам интересны первые две строки , которые свидетельствуют о том какова была в среднем численность традиционной большой ногайской семьи . Так вот А . Рудановский по этому поводу пишет буквально следующее : ,, Население Кизлярских ногайцев в 1755 году состояла в 420 котлов или казанов разделённых на 13 аулов . КАЖДЫЙ КАЗАН ИМЕЛ ДО 10 ЧЕЛОВЕК чем и представлял податную единицу ! ,, ... Как известно советская и современная российская историография считает ногай ( ногайцев ) как этнос сложившуюся на огромных пространствах Западной части Золотой Орды ( Уллы Улуса Джучи ) куда как известно входил и Северный Кавказ , моогочисленные упоминания в исторических документах названия ногай в его этническом выражении ещё при жизни самого Ногая ( погиб 1299 году ) отодвигают рамки возникновения самоназвания ногай ещё более чем на сто лет . В этногенезе ногайского народа участвовали большинство кочевых народов начиная от скифов ( 7 век до н . э . ) сарматов ( 3 век д . н . ) . живших на Северном Кавказе и Юге современных РФ , Украины и Молдовы в конце этой цепочки поглощения ослабевших предшественников стояли кипчаки ( половцы ) которые являются ядром ногайской идентичности , безусловно в этногенезе ногайского народа участвовали и монголы но в силу , того , что в походе Бату - хана на Русь в 1237 году участвовали всего несколько тысяч монголов то их участие в этногенезе ногайского народа незначительно . Подытоживая сказанное скажем , что предки ногайцев и сами ногайцы с древнейших времен и до 18 века занимали огромные пространства от Черного и до Каспийского моря включая верховья рек : Терека , Кумы , Кубани , Лабы , Большого и Малого Зеленчука , Кумы , Сабли и Калауса , пространство Бештау ( Пятигорья ) и Северного Причерноморья . В подтверждение своих слов приведём пример : так вот в период парада суверенитетов в 90 - е годы 20 века , лидеры карачаевского народа хотели создать Карачаевскую Республику в составе РФ но со столицей в городе Кисловодске , современники должны хорошо помнить о том как в научных изданиях , в федеральных и региональных СМИ и телевидению выступали и печатали статьи маститые учёные доказывая то , что Пятигорье и Кисловодск не являются русским , казачьим но и не карачаевским городом , а являются ногайскими землями . Российские учёные научно обосновывали , что Кисловодск и Пятигорье в целом бывшая территория занимаемая ногайцами , до прихода русских , где располагались десятки ногайских аулов Калаусо - Саблинско - Бештау - Кумского , Ногайского приставства , и на месте бывших ногайских аулов позже возникли современные : Минводы , Курсавка , Нагут , Крымгерей , Султан , Кыян и многие другие . Конечно те кто публиковали статьи доказывающие , что на месте где сейчас город Кисловодск до прихода казаков жили ногайцы , они не пеклись или переживали за ногайцев которых кстати сегодня в Кисловодске мало , а искали контраргументы , чтобы лидеры карачаевского народа отказались от притязаний на город Кисловодск Ставропольского края . ... До конца 18 века ногайцы жившие на Северном Кавказе практически повсеместно были самым крупным по численности народом с которыми могли сравниться разве , что все адыге : кабардинцы , черкесы , шапсуги , натухайцы , убыхи вместе взятые и для всего разноязыкого Северного Кавказа где каждое племя говорило на своём языке , должен был быть общий язык межнационального общения и таким языком по свидетельству А . П Архипова - известного русского историка и этнографа , знатока Северного Кавказа был НОГАЙСКИЙ ЯЗЫК : НОГАЙСКИЙ ЯЗЫК БЫЛ В УПОТРЕБЛЕНИИ НЕ ТОЛЬКО МЕЖДУ КОЧУЮЩИМИ НАРОДАМИ НО И МЕЖДУ ПЛЕМЕНАМИ ЦЕНТРА И ПРАВОГО КРЫЛА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ . Здесь наверно необходимо сказать , что в Центральном Кавказе в Ингушетии на республиканском уровне охраняется исторический памятник федерального значения конца 14 века : Мавзолей Бай - Султана Кудайниета из могущественного ногайского племени борган кочевья которого простирались до ущелья где расположен современный город Кисловодск , а в Северной Осетии любой человек до сих пор покажет вам ногайские кладбища , а осетинские учёные в своих исследованиях пишут , что в Северной Осетии жили в своих аулах ногайцы . ЛЕВЫМ КРЫЛОМ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ , то есть Северо - Восточной частью Кавказа являлся Дагестан где народы употребляли КУМЫКСКИЙ ЯЗЫК как язык межнационального общения , но не как кумыкский язык не мог быть использован по всему Северному Кавказу как утверждают сегодня некоторые дилетанты , просто потому , что из приведённого выше документа мы видим , что в большей части : в Центральном и Северо - Западном частях Кавказа в ходу был ногайский язык и герои произведении да и сами авторы : А . С . Пушкина , М . Ю . Лермонтова и Л . Н . Толстого на Кавказе и на Водах ( КМВ ) употребляли в том числе и ногайскую речь . ... Ногайцы и после октября 1783 когда основная масса ногайцев эмигрировало в Османскую империю оставались одним из крупных народов Северного Кавказа , если следовать классификации А . Рудановского - известного исследователя Северного Кавказа который считал , что в одном казане ( кибитке ) то есть в ногайской семье было до 10 человек , так если мы умножим количество кибиток в четырех ногайских приставствах на 10 человек то численность ногайцев составит 83500 на 1859 год ! В Российских архивах ещё столько не изведанного по нашей ногайской истории которые ждут своего безпристранного исследователя который развеет очередные мифы и приоткроет очередную страницу нашей истории ! Арслан Уйсенбаев кандидат исторических наук , этнолог .