Найти в Дзене
Не формат

Девочка-вундеркинд Ника Турбина

Дождь. Ночь. Разбитое окно. И осколки стекла застряли в воздухе, Как листья, не подхваченные ветром. Вдруг звон. Точно так Обрывается жизнь человека. (Стихотворение написано в 6 лет) Ника Турбина родилась 17 декабря 1974 года в Ялте. От отца у нее осталось только отчество, и Ника никогда не говорила об этом человеке. Мать девочки, Майя Анатольевна Турбина, очень талантливая художница, так и не сумела реализовать свой дар и, может быть, именно поэтому мечтала сделать знаменитой свою первую дочь. С детства Нику тесно связывали с искусством. Вместо сказок ей читали стихи таких авторов как Андрей Вознесенский, Ахматовой, Мандельштама и других. С раннего возрасте девочка страдала бессонницей, и просила бабушку или маму записывать за ней стихи, которые по её мнению ей диктовал бог. Стихи в основном касались личных переживаний, были не по-детски депрессивными, печальными. Никто не мог понять откуда такие тленные чувства в душе маленькой девочки. В 1981 году бабушка Ники показала её стихи изв

Дождь. Ночь. Разбитое окно.

И осколки стекла застряли в воздухе,

Как листья, не подхваченные ветром.

Вдруг звон. Точно так

Обрывается жизнь человека.

(Стихотворение написано в 6 лет)

Ника Турбина родилась 17 декабря 1974 года в Ялте. От отца у нее осталось только отчество, и Ника никогда не говорила об этом человеке. Мать девочки, Майя Анатольевна Турбина, очень талантливая художница, так и не сумела реализовать свой дар и, может быть, именно поэтому мечтала сделать знаменитой свою первую дочь. С детства Нику тесно связывали с искусством. Вместо сказок ей читали стихи таких авторов как Андрей Вознесенский, Ахматовой, Мандельштама и других.

С раннего возрасте девочка страдала бессонницей, и просила бабушку или маму записывать за ней стихи, которые по её мнению ей диктовал бог. Стихи в основном касались личных переживаний, были не по-детски депрессивными, печальными. Никто не мог понять откуда такие тленные чувства в душе маленькой девочки.

В 1981 году бабушка Ники показала её стихи известному писателю Юлиану Семёнову, который сперва и не поверил, что их написал ребёнок. С помощью Семёнова их напечатала «Комсомольская правда». После этого слава о ней как о «чудо-ребёнке» разнеслась далеко за пределы Крыма. Когда к Нике пришла известность, немедленно поползли слухи о том, что стихи ей диктуют пришельцы – или пишет на самом деле мама. Но помощь пришельцев можно приписать любому поэту, а мать Ники и сама пребывала в полном недоумении.

На судьбу и творческое развитие Ники Турбиной большое влияние оказал поэт Евгений Евтушенко- с его помощью девочка выступала на телевидении, давала интервью и объездила с выступлениями весь СССР. В начале декабря 1984 года «Молодая гвардия» издала сборник стихов, названный «Черновик», и с ним к девочке пришла мировая известность.

«В Штатах на меня накидывались очень крутые репортеры с провокационными вопросами, которые можно было задавать политическому деятелю. Смешно: стоит взрослый идиот и задает ребенку дикие вопросы… Я думала: «Ты же взрослый человек, у тебя есть все. Ты что, идиот?»

В двенадцать лет Ника Турбина получила «Золотого льва» – главный приз международного поэтического фестиваля в Венеции. До нее этого приза удостоилась в СССР только Анна Ахматова. Ею восхищался весь мир, все хотели узнать как же в столь юном возрасте Ника сама пишет столь не детские стихи. Американские врачи пытались предупредить бабушку турбиной, что девочке необходимы услуги психологов. Возможно, они были и правы, но их никто не послушал.

-2

Ника росла, стихов становилось всё меньше, как и восхищённых поклонников. Это давно известный всем сценарий жизни всех вундеркиндов. В стране людям стало далеко не до стихов, да и в семье свои изменения: мама выходит замуж, появляется сводная сестра. Так из любимицы публики и чудо-девочки Ника превращается в обиженного подростка. Ника продолжала сочинять стихи, уже никому не нужные, записывала строчки на клочках бумаги губной помадой и абсолютно не представляла, как ей жить дальше.

(Мама Ники вспоминала:

"Это был ребенок, который писал стихи, болел своими болезнями, жил в своем замкнутом кругу. Сейчас продают детские яйца - киндерсюрпризы, внутри которых подарочек спрятан. И вот жил этот подарочек там. Когда ей исполнилось 13 лет, коробочка раскрылась и оттуда выскочил чертенок. Такой неожиданно взрослый. Нам с ней стало очень сложно, с ней начались беды: Ника резала себе вены, выбрасывалась из окна, пила снотворное, ей было страшно. Я так понимаю, что ей просто было страшно входить в жизнь,.. У меня просто сердце разрывалось. Иногда хотелось взять кувалду и стукнуть ее по башке., потому что она пьет водку. С другой стороны она взрослый человек и она имеет право делать все, что хочет не спрашивая меня. Жизнь связала нас в такой тесный узел, что всё это заставляет страдать нас всех - ее, в первую очередь, меня, да и Машу (сводную сестру - автор.) тоже.»)

По воспоминаниям знакомых, уже в старших классах Турбина начала вести «богемный» образ жизни: выпивала, часто заводила романы, подолгу не жила дома, резала вены. Надеясь воплотить свою мечту стать актрисой, она начала учиться во ВГИКе в мастерской Джигарханяна, но через год бросила учёбу, разочаровавшись в ней. В 1990 году Ника уехала в Швейцарию учиться по приглашению доктора-психиатра Джованни Мастропаоло, который лечил своих пациентов искусством. Между ними завязался роман, но уже через год Ника сбежала домой, в Россию.

Девушка ни один раз пыталась поступить в учебное заведение и закончить его. Но этому мешала то нелёгкая влюблённость в Ялтинского бармена Костю, то продолжительная богемная жизнь Ники, перерастающая в алкоголизм. После разрыва с Костей Ника запила всерьез и даже кодировалась – но ничего не помогало. Друзья пытались помочь ей - например Алёна Галич договорилась с американской клиникой, но тут же вмешалась семья Турбиной, вспомнившая о существовании старшей дочери, и забрали её в Ялту.

В мае 1997 года Ника Турбина, поссорившись со своим очередным возлюбленным, попыталась выброситься с балкона. Сама она говорила позже, что это было шуткой, что она просто не удержалась, но как бы то ни было, спасло Нику лишь то, что она зацепилась, падая, за дерево. Ника сломала ключицу, повредила позвоночник. Трагедия эта заставила некоторых поэтов и журналистов вспомнить о существовании поэтессы Турбиной, но их явление в больницу Нику только обидело.

-3

Нестерпимая боль в спине сопровождала Нику и после выхода из больницы. Избавиться от постоянных болей в спине Саша (московский актёр, проживающий с девушкой- автор.) помогал Нике алкоголем. Когда сам он понял, что дело зашло далеко, было уже поздно, и все его попытки прекратить пьянство только приводили Нику в ярость.

11 мая 2002 года они с Александром были в гостях у их знакомой. И пока все кроме Ники ушли в магазин, та села на подоконник квартиры на 5 этаже, свесив ноги. Что произошло дальше толком никто не знает: несчастный случай/самоубийство. Но дерева под окном больше не оказалось. Ей было 27 лет.

Сложить образ Ники из рассказов её знакомых и друзей невозможно - либо недоговаривают что-то, либо отказываются комментировать вовсе. Невозможно объяснить и трагизм совсем недетских строчек, написанных маленькой девочкой, ее совершенно взрослое мироощущение и невесть откуда взявшиеся глубокие образы. Единственной не требующей доказательств реалией жизни Ники Турбиной остались сочиненные ей стихи…

- Жизнь тебя стегает и стегает?
- Она, наверное, всех, как ни крути, стегает. Ну и мне достается.

-4