Инстинкт или влияние современных реалий?
Ученые из Пизанского университета в Италии обнаружили неожиданное явление. Выяснилось, что если человек посмотрит в свой мобильный телефон, то его примеру в течение 30 секунд последуют и окружающие. Такое бессознательное подражание называется «эффектом хамелеона». Многие люди знакомы с этим психологическим термином на примере заразительности зевоты.
В необычном исследовании приняли участие почти 200 человек. В ходе эксперимента специалисты следили за ними в повседневных ситуациях, в частности, в транспорте, в ресторане или в гостях.
Исследование показало, что после того, как один из участников группы (триггер) начинал даже минимальное взаимодействие со своим девайсом, около 50% окружающих его людей обращали внимание на свой смартфон в течение 30 секунд. Частота реакций была одинаковой во всех группах, независимо от возраста, пола и отношения к триггеру. Сами триггеры могли быть незнакомцами, друзьями или членами семьи.
«Одна женщина, сидевшая напротив меня в зале ожидания, увидела, как я проверяю свой телефон. А через несколько секунд она достала свой смартфон, позвонила кому-то со словами: Привет, мне захотелось позвонить тебе, не знаю почему», – рассказывает соавтор исследования Вероника Мальери.
Ученые отметили, что большинство участников проекта доставали свои гаджеты бессознательно. Такое поведение объясняется тем, что у людей есть потребность следовать определенным нормам и сравнивать свои действия с окружающими. Тем не менее, чрезмерное обращение к девайсам может привести к усугублению социальной изоляции и даже вызвать зависимость.
Пока эффект кажется быстрым и подсознательным, по крайней мере, по отдельным наблюдениям. Специалисты намерены продолжить изучение эффекта хамелеона и в других сферах жизни человека.