Мы - цивилизация, ориентированная только на успех. Если к определенному рубежу ты не достигаешь каких-то общепризнанных ценностей, ты автоматически считаешься неудачником. Ну и что, что ты добрый и заботливый человек? Если у тебя нет нажитого капитала и статуса в обществе, ты - неудачник…
Эти установки мы передаем нашим детям как эстафетную палочку. С самого раннего возраста. И первое, на что мы ориентируем детей, это, конечно же, учеба. Вместе с портфелем первокласснику вручаются жизнеопределяющие ценности: учиться надо только на “хорошо” и “отлично”, надо учиться не только в школе, но и вне школы, игры закончились, бездельничать нельзя, счастье в жизни можно получить только закончив университет, а лучше два, и лучше с красным дипломом. Если ты выполнишь все эти условия, у тебя есть шанс хорошо устроиться в жизни и обойти конкурентов. Другими словами, деточка, учеба - это единственная дорога из желтого кирпича, которая приведет тебя во дворец Гудвина.
Всю школу мы прокачиваем детей как персонажей игр, повышая их уровень знаний, умений, компетенций, докупаем курсы по всему, чему можем, записываем во все кружки в зоне финансовой досягаемости. Очень тревожимся, если не можем что-то додать, например, репетитора, ведь мотивационные тренеры из всех утюгов кричат, что хорошие родители из кожи вылезут, но все сделают для будущего успеха детей.
И вот будущее настает, а успех - нет… Ребенок, несмотря на все вложения в него (ну какие могли себе позволить), не поступает на заветный факультет. Или поступает, но через год бросает все. Вы возносите руки к небу: “как же так, неблагодарное дитя!”. А дитя сидит перед вами совершенно несчастное, с кучей неврозов и ненавистью к учебе, а возможно, и к вам…
И в этот момент вы вдруг понимаете, что вся его жизнь прошла в гонке за хорошими оценками, хотя капитал человеческого счастья совершенно в другом - в хороших отношениях с родителями. Именно эту базу, этот фундамент надо укреплять в детстве и вкладывать в него максимум сил. Как там говорится - все проблемы из детства?
Когда около 20 лет назад я пришла работать в школу социальным педагогом, я не придавала такого значения теплоте детско-родительских отношений, как сейчас. Да, в теории знала, но сердцем до этого еще не прозрела.
К сожалению, мы не можем начать воспитание детей заново. Стереть им память, отмотать назад… Проколы воспитания становятся отчетливо видны, лишь когда вы оглянетесь назад. Скажу честно, в воспитании моих собственных детей есть моменты, на которые мне оглядываться неприятно. И да - они часто были связаны с учебой. Например, старшему ребенку я не позволила сначала уйти в колледж после 9 класса, а потом не дала год отдыха после окончания школы. Мне казалось это жутко стыдным - не поступить сразу после школы, потерять год… Потерять год чего? Я видела ситуацию, словно дочь опаздывает на поезд и не успевает вскочить в последний вагон. Я боялась, что за год она забудет все знания, полученные в школе, что придя в университет на год старше одногруппников, она будет чувствовать себя неуютно… Да и от знакомых стыдно, что дочь после школы никуда не поступила.
Сейчас понимаю, как была неправа, фактически вынудив ее поступить на факультет, который я считала “хорошим”. Я не дала ребенку год на отдых и самопознание: с какой профессией она хотела бы связать себя на долгие годы? На всю жизнь фактически… И вот теперь она учитель-логопед, который ходит на работу без радости. Оказывается, она всегда хотела быть художником, и делилась этим только с младшей сестрой. Не со мной. Ведь я была мамой, которая не одобрит образ жизни художника.
Я была мамой, которая одобряла только хорошие оценки. Еще бы - дочь училась в той же школе, в которой работала я. Она не могла учиться плохо или слабо. Не позорь меня! Я не помню вечеров, в которые она шушукалась бы со мной и делилась своими милыми глупостями, рисунками, фантазиями, как она это делала с сестрой. Передо мной всегда была правильная девочка, с аккуратным дневником и ровными эмоциями. Я считала себя хорошей матерью.
Мне понадобились годы, чтобы увидеть себя со стороны. Годы чужих историй. Чудовищных трагедий, которые творились в сердцах детей-отличников, которые рыдали из-за троек и даже четверок. Из социального педагога я переквалифицировалась в школьного психолога и мне, бывало, приводили прямо с уроков детей с нервным срывом. Особенно старшеклассников.. Мы, взрослые, их убедили, что на кону не оценка, а вся их жизнь.
А еще убедили их в том, что мы лучше знаем, ради чего и где им учиться.
Старшая дочь по-прежнему сдержанна в разговорах со мной. Однажды она призналась, что очень хотела бы с нежностью вспоминать свое детство, черпать из него как из колодца силы и веру в себя. Но вспоминать по сути нечего. Потому что дома было хорошо только когда в дневнике красовались пятерки. И никто не догадывался, каким трудом они доставались мечтательной художнице. Особенно по физике и алгебре.
Я не буду отрицать, что в нашей системе образования от количества пятерок зависит многое. Но стоят ли они наших отношений с детьми?
Ольга Ракитина