Найти тему
AvtoDelo

Как отличить оригинальное моторное масло от подделки

Какое масло подделывают чаще всего

Согласно оценкам специалистов индустрии, 20-25% всех моторных масел в России – поддельные. Эта проблема нехарактерна для Западной Европы, но в Азии, России и других странах СНГ – цветет во весь рост.

По словам экспертов, еще 10-15 лет назад подделывали в основном самые массовые и известные торговые марки, так как это упрощало сбыт контрафакта в большом объеме и с максимальной нормой прибыли. Сейчас подделывают все более-менее популярные марки. И внешне отличить оригинальную продукцию от контрафакта часто не под силу даже профессионалу.

Какие бывают подделки

Существует несколько типов подделок, различающихся ценой и качеством. Самые безобидные и легко опознаваемые варианты – кустарные, с использованием старых канистр или же тары от дешевых масел с переклеенными этикетками. Следующий уровень – канистры, уже похожие на оригинал, но с меньшим уровнем качества пластика или этикетки. Отличаются шрифты, пробки, в текстах встречаются орфографические ошибки.

Вместе с тем гораздо чаще встречаются так называемые «идеальные» подделки, внешне ничем не отличимые от оригинала.

Глядя на эти две канистры, невозможно догадаться, какая из них оригинальная.
Глядя на эти две канистры, невозможно догадаться, какая из них оригинальная.

Более того, зачастую, держа в руках две канистры масла известного мирового бренда – «настоящую» и «левую», – потребитель выберет подделку, так как визуально ее качество (например, в аспекте литья канистры) может быть даже чуть выше!

Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.
Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.Качество литья на поддельной канистре на мой взгляд выше, чем у оригинальной.

Дело в том, что подпольные производства, торгующие своими маслами оптом с ежегодным объемом в десятки миллиардов рублей, – это не какие-то там гаражные кустари. У этих компаний есть свои заводы с автоматизированными производственными линиями, сотни тонн нефтепродуктов в цистернах, склады, офисы, логистические цепочки, сайты и зачастую даже сети торговых точек. А еще – юристы и адвокаты и, вероятно, очень хорошие связи. Иначе как объяснить, что этот бизнес не только высокомаржинальный, но и практически непотопляемый?
Изредка такие заводы всплывают в новостях, которые быстро затихают, а поставки контрафакта возобновляются спустя несколько дней.

Что внутри поддельных канистр

Самый любопытный с практической точки зрения вопрос – что внутри контрафактных канистр? Обычно в заключениях по анализу указывается лишь, что поддельное масло по результатам лабораторного физико-химического анализа отличается от заявленного продукта. Этого бывает достаточно для аргументации спора покупателя с поставщиком или возбуждения уголовного дела, пусть и с неясной перспективой.

Но что же вязко плещется внутри поддельных канистр? Вариантов множество, вот самые популярные:

– максимально дешевое моторное масло на минеральной основе;
– базовое масло I группы;
– индустриальное масло (т. н. веретенка) с добавленным загустителем;
– осветленная отработка;
– смесь нескольких из перечисленных компонентов, иногда с добавлением разных неочищенных нефтепродуктов.

По словам специалистов, бывают случаи, когда в контрафактных канистрах вообще не нефтепродукты. Иногда определить точный состав залитого в канистру и вовсе невозможно, но спектральный и химический анализы неумолимо показывают, что к моторному маслу эта субстанция никакого отношения не имеет.

Чем опасно поддельное масло

За что мы платим, покупая моторное масло, имеющее допуск или одобрение производителя для нашего конкретного автомобиля? Все-таки не за абстрактный бренд, а за определенный набор свойств и характеристик. Масло должно в течение межсервисного интервала защищать двигатель от износа при холодном пуске, работе на холостом ходу и высоких оборотах, иметь определенные показатели вязкости и текучести в широком температурном диапазоне. Для этого при блендинге в базовое масло добавляется дорогостоящий пакет присадок, модификаторы трения и вязкости, депрессорная присадка, красители, антипенные вещества и так далее. Входящие в пакет присадок детергенты защищают двигатель от нагара и загрязнения. Ингибиторы подавляют или задерживают нежелательные физико-химические процессы, образуя защитный изолирующий слой на поверхности деталей двигателя. Модификаторы трения, противозадирные и противоизносные присадки защищают различные узлы двигателя в условиях граничного, смешанного и гидродинамического трения.

Нетрудно догадаться, что без всех этих компонентов, на одном лишь базовом масле, двигатель долго не протянет. Хорошо, если внимательный водитель быстро обратит внимание на изменение звука работы двигателя, перегрев, затрудненный пуск при низкой температуре, повышенный расход масла на угар. В противном случае скорой (иногда это 1000-1500 км) поломки двигателя не избежать. Учитывая тот факт, что современные двигатели все чаще не имеют ремонтных колец, вкладышей и поршней, речь может идти о замене агрегата в сборе.

Не сильно лучше для современного двигателя и ситуация, когда вместо дорогой синтетики залита дешевая минералка. Такие масла с минимальным набором присадок не обеспечивают защиты двигателя ни от износа, ни от загрязнения, особенно в условиях городской эксплуатации. Использование такого контрафакта приводит к значительному снижению ресурса двигателя и может вызвать серьезные проблемы уже через 20-30 тысяч километров даже при регулярной смене масла на аналогичное. В случае эксплуатации при низких температурах или в режиме пробок на современном турбомоторе необратимые последствия могут наступить и раньше.

Про последствия езды на веретенке или непонятных субстанциях, думаю, можно не объяснять – если не распознать проблему сразу, двигатель обречен.

Где продаются подделки. Спойлер: везде

Крупные магазины и известные интернет-агрегаторы – не гарантия от приобретения подделки. Поддельное масло можно купить везде: на рынке, сетевой АЗС, онлайн. Во многих торговых точках продавцы «миксуют» оригинальное и поддельное масло на одних и тех же прилавках. На интернет-площадках (особенно в «оптовых» каталогах) выставляется в том числе продукция от непроверенных поставщиков-«однодневок». То есть купить партию поддельного масла магазин или СТО могут и случайно, но чаще всего все участники цепочки (кроме покупателя) понимают, о чем идет речь. Но вступает в игру экономический фактор – в опте подделка всегда дешевле оригинала…

Разумеется, производители масел озабочены этой проблемой и постоянно проводят свои проверки сетей сбыта, в том числе и по сотням обращений от клиентов, подозревающих, что купили контрафакт. В итоге на данный момент у всех производителей масел есть авторизованные дистрибьюторы и рекомендованные точки продаж, работающие только с этими дистрибьюторами. В списках рекомендованных точек есть и интернет-агрегаторы,
которые пошли с производителями на более открытое сотрудничество, активно блокируя поставщиков контрафакта на своих площадках. Выбор торговой точки очень важен для покупателя. Если вы подозреваете, что вам продали контрафакт, который «убил» мотор вашего автомобиля, то обращаться с претензиями придется именно к продавцу.

Как защищают масла от подделки

Практически незнакомая европейцам проблема контрафакта актуальна во многих странах, в том числе в России. Первоначально, когда технический уровень упаковки подделок был сравнительно невысоким, контрафакт можно было отличить по несовпадению цвета, формы или качества литья канистры и ее крышки, различиям в качестве печати и этикетки, различным голограммам. Опытные ребята советовали сверять даты литья канистр с датой производства масла и обращать внимание на форму пломбировочных усиков крышки.

У этих канистр нет никакого различия в дизайне, нет противоречия и между датой производства канистры и даты розлива. Последняя должна быть позже.
У этих канистр нет никакого различия в дизайне, нет противоречия и между датой производства канистры и даты розлива. Последняя должна быть позже.

Качество двухслойной этикетки на подделке безупречное.
Качество двухслойной этикетки на подделке безупречное.

Позже появились и различные цифровые коды, вплавляемые этикетки, лазерные маркировки. Это, конечно, немного осложнило жизнь игроков черного рынка, но не стало существенной проблемой. Хотя бы потому, что большинство методов защиты им удалось обойти, к тому же далеко не все покупатели проверяют купленное масло на подлинность.

Полузакрытые способы защиты известны большему кругу специалистов, в том числе сотрудникам дистрибьюторов и дилеров. К числу таких способов относятся, например, различные скрытые маркировки канистр или этикеток, видимые лишь в УФ-свете, всевозможные мелкие изменения, регулярно вносимые в конструкцию и внешний вид элементов упаковки.

Открытые способы предназначены для того, чтобы проверить масло на оригинальность могли простые покупатели. Им не нужно искать тайные насечки или радиус скругления крышки канистры. В настоящий момент индустрия пришла к тому, что лучше всего работают проверяемые через интернет или специальное приложение уникальные коды, нанесенные на упаковку в ходе сложного технологического процесса и сопоставляемые с датой производства масла и номером партии. Однако и их уже научились подделывать. Новая система проверки подлинности масел Mobil 1 на данный момент является, возможно, наиболее совершенной на рынке, так как представляет собой не просто числовой или QR-код, а сложную комбинацию из нескольких уникальных признаков.

Глядя на QR код и цветные точки на двух канистрах, кажется, что они одинаковые — даже светятся разными цветами при взгляде сбоку, но это не так – на одной из этикеток точки ощутимо выпуклые, на другой – просто напечатаны на этикетке.
Глядя на QR код и цветные точки на двух канистрах, кажется, что они одинаковые — даже светятся разными цветами при взгляде сбоку, но это не так – на одной из этикеток точки ощутимо выпуклые, на другой – просто напечатаны на этикетке.

Так, на канистре размещен не только уникальный цифровой код, но и соответствующая ему матрица из расположенных в определенном порядке выпуклых металлических точек, дополненных цветными штрихами. В компании подчеркивают, что технология изготовления такой упаковки запатентована производителем, и повторить ее на данный момент у «пиратов» не получится. Чтобы проверить канистру, нужно отсканировать QR-код на смартфоне или ввести размещенный под ним номер в форме проверки, после чего сравнить расположение цветных штрихов и выпуклых точек.

Эта та самая поддельная канистра. Точки на этикетке плоские, проверку не проходит.
Эта та самая поддельная канистра. Точки на этикетке плоские, проверку не проходит.

Алгоритм проверки работает хитро – в нем зашит определенный лимит на количество проверок, но «затроллить» систему множественными проверками одной канистры с нескольких устройств, как любят делать некоторые въедливые покупатели, не получится. Система учитывает не только частоту ввода, но и геопозицию пользователей.

Проверка оригинальной канистры. Точки выпуклые, результат положительный.
Проверка оригинальной канистры. Точки выпуклые, результат положительный.

Развенчание мифов. Как нельзя определить подделку

Ежедневно в Mobil фиксируют десятки обращений внимательных клиентов, подозревающих, что приобрели поддельное масло. Часто это действительно так – например, когда канистры не проходят проверку по открытым признакам. Но часто дело в том, что потребители пытаются использовать для проверки полузакрытые способы, что может ввести их в заблуждение. Например, когда речь идет о насечках, УФ-метках, мелких изменениях упаковки. Их наличие и расположение могут отличаться от партии к партии, так что такая проверка покупателем абсолютно бессмысленна. По причинам безопасности наличие или отсутствие таких элементов на конкретной канистре конечным покупателям в рамках технической поддержки не раскрываются.

Часть подозрений клиентов связана с потертой или иным способом поврежденной этикеткой (в том числе в области QR-кода), но это также не указывает на подделку. Чаще всего это происходит при дистанционной покупке с длинной логистической цепочкой. В этой ситуации лучше сразу предъявить претензии продавцу.

Интересный метод взвешивания канистр также не может быть критерием проверки масла на подлинность. Хотя эталонный вес канистр известен производителям, его значение они не раскрывают Бесполезно жарить масло, пробовать его на вкус или замораживать в бытовом холодильнике, ведь в подделке могут быть, например, ацетон и другие токсичные вещества. Все, что нужно знать потребителю, – лишь открытые способы защиты, указанные на сайте производителя.

Так как же не купить подделку?

Начнем с того, что не нужно пытаться сэкономить на покупке масла. Даже если канистра выглядит внешне отлично, низкая цена чаще всего означает подделку, что бы там ни говорили продавцы и мастера СТО. Обычно это что-то вроде «мы крупный клиент, берем оптом, поэтому такая цена» или «сейчас особая акция». Акции, конечно, бывают, но все они указаны на сайте производителя. Помните, поддельное масло может «убить» мотор вашей ласточки.

Проверять масло на подлинность нужно обязательно до залива в двигатель.
Проверять масло на подлинность нужно обязательно до залива в двигатель.

Так что алгоритм такой. Покупайте масло в рекомендованной точке продаж, торгующей продукцией от авторизованного дистрибьютора (их список есть на сайте производителя). Всегда проверяйте масло на оригинальность до покупки, в крайнем случае – до заливки в мотор. Только так вы будете максимально защищены.

Теперь вам слово, уважаемые читатели! Что вы думаете о проблеме контрафакта, сталкивались ли вы с поддельными маслами, если да, то как определяли подделку? Также буду рад любым дополнениям!