Автор - петрозаводский историк, писатель, театральный критик Борис Гущин
Рождество с «зелеными»
Приближался новый 1990 год. Мы были в Финляндии и ездили по стране с нашим «зеленым» другом, вегетарианцем Хейкки, православным карелом.
К Рождеству мы из Лапландии приехали в Хельсинки. Были на службе в Соборе св. Николая и в Успенском соборе. Очень хотелось есть. Но Хейкки просил подождать до вечернего праздничного банкета на вилле у его «зеленых» коллег.
Дождались. Стол сиял роскошеством блюд и экзотическими (для нас) напитками. Но выпив что-то исключительно вкусное и поковыряв вилкой пару блюд, я испытал чувство глубокого разочарования: крутейшее вегетарианство. Дай, думаю, выйду на кухню. Прихожу и вижу – пара «зеленых», озираясь по сторонам, режут огромную колбасину и едят. Вернулся к столу и говорю жене:
— Виола, быстро на кухню. Там «зеленые» колбасу жрут.
Приходим на кухню – ни «зеленых», ни колбасы…
Похвала
Приближался юбилей петрозаводского театра «Творческая мастерская». Я решил написать нечто юбилейное и поспешил на встречу с главным режиссером театра Иваном Петровичем Петровым. Особенно меня интересовал вильнюсский период творчества режиссера. После многих лет работы главным режиссером Петрозаводского театра русской драмы в 1970-е Петров работал главным режиссером Вильнюсского Русского театра. Иван Петрович увез с собой несколько любимых петрозаводчанами актеров, в том числе Елену Бычкову и Олега Белонучкина.
Вильнюсский театр приезжал на гастроли в Петрозаводск, и я посмотрел у них единственный спектакль «Черную комедию» П. Шеффера, где Елена Бычкова была столь обольстительна, что обком партии следующий спектакль запретил. Программки у меня не было, но я был уверен, что спектакль поставил И.П. Петров.
Вот я сижу с Иваном Петровичем и нахваливаю ему спектакль, а он, к моему удивлению, все мрачнеет и мрачнеет. Наконец говорит:
— Все это хорошо, то, что вы мне говорите, но этот спектакль поставил не я, а Рома Виктюк.
Здравствуй, мама…
Было это в студенческие годы, когда одно время я со своими однокомнатниками не вылезал из дешевого трехразрядного ресторана «Онего», благо был он рядом с общежитием. Сидим мы как-то: Витя, Леня, университетский поэт Юра Воробей (Воробьев) и я, пьем самый дешевый портвейн, закусываем винегретом и бутербродами с сыром. Витя отлучился в туалет.
В ресторан заходит женщина средних лет, озирается и садится прямо к нам на Витино место, наливает себе нашего портвейна, выпивает и говорит:
— Это нельзя пить.
Дама подзывает официантку и заказывает ей бутылку коньяка «КВ». А тут появляется и Витя:
— Здравствуй, мама.
Нам пришлось с отвращением выпить эту бутылку (конечно же, последнюю в нашей жизни) под эмоциональную лекцию о вреде алкоголя. Хорошая закуска, заказанная Марией Ивановной, в рот не лезла.
Все объяснилось просто. Комендант общежития, добрейшая Александра Васильевна написала нашим родителям, что мы, по ее мнению, злоупотребляем. Вот Мария Ивановна и приехала. Комендантша рассказала, где мы можем быть и точно описала наши внешности.
После трехдневного шока возобновилась привычная жизнь.
Снотворное
Рассказывал наш друг Борис Павлович. Его старая приятельница как-то позвонила ему и в разговоре пожаловалась на бессонницу.
— А ты Чехова любишь? — спросил ее Борис Павлович
— Ненавижу. А муж любит.
— Есть у вас сборник рассказов Чехова?
— Даже собрание сочинений.
— Вот возьми его и найди рассказ «Спать хочется», прочитай и сразу уснешь.
Приятельница, наверное, так и сделала, потому что после этого разговора она несколько лет не разговаривала с Борисом Павловичем.
Кто читал рассказ, тот поймет почему. Кто не читал…
Ресторан «Москва»
Начало 1970-х. Тарту. Эстония. Я приехал на научную конференцию в музей этнографии Эстонской ССР. Приехал утром. Устроился в гостинице. Получил кое-какую информацию. Выхожу на улицу с намерением где-то перекусить, а может даже уже и пообедать. Навстречу пожилой эстонец. Я у него и спрашиваю:
— Скажите, пожалуйста, где можно поблизости пообедать?
Мужчина несколько секунд оценивающе смотрит на меня и с сильным акцентом говорит:
— Идите прямо-прямо. Через два квартала свернете налево, пройдете еще квартал три, еще раз свернете и придете туда, где специально для вас ресторан «Москва».
Я прекрасно пообедал в кафе метрах в 50-ти от гостиницы.
Автор: Борис Гущин
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею, чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей" !