Найти тему

В России изменились правила ввоза б/у машин. Разобрали все нюансы.

Чиновники увеличили период льготного ввоза в Россию импортных автомобилей б/у, не оснащенных системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Данное распоряжение подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Однако этим правом могут воспользоваться не все владельцы авто. Поговорим о том, как сегодня импортируются подержанные машины, кто может получить льготу и что для этого нужно.

Зачем была введена льгота на ввоз автомобилей

Согласно требованиям, принятым в Таможенном союзе, все машины, производимые в Союзе или импортируемые на его территорию должны быть оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. При отсутствии данной установки в конструкции авто невозможно оформить свидетельство о БКТС, получить ПТС и поставить транспортное средство на учет в ГИБДД.

Автопроизводители стали оснащать выпускаемые машины требуемой системой на заводе, а для отдельно привозимых автомобилей была создана специальная версия ЭРА-ГЛОНАСС для индивидуальной установки. Данный комплекс оценивается в сумму от 30 000 руб. Наибольшее негодование по поводу этого распоряжения высказали жители Дальнего Востоке, где импорт японских автомобилей уже на протяжении многих лет производится весьма активно.

Напомним, что в 2019 году бывший тогда Премьер-министром Дмитрий Медведев разрешил автомобилистам, проживающим на территории ДФО, в течение года не устанавливать эту систему. Со временем срок данного распоряжение не единожды пролонгировался.

В 2021 году, когда период отсрочки должен был завершиться, возникла новая сложность — приобрести систему оказалось не просто вследствие нехватки полупроводников, сказавшейся и на выпуске терминалов ЭРА-ГЛОНАСС. В конечном итоге в августе текущего года Коллегия ЕЭК разрешила не ставить систему на производимые внутри Союза машины до конца года. Срок же льготы на импортируемые автомобили заканчивался «03» декабря. Однако Председатель Правительства Михаил Мишустин утвердил новое положение, продлевающее отсрочку для авто б/у еще на один год.

Как сейчас ввозятся подержанные машины

В целом, правила перевоза и оформления не изменились. Чтобы импортировать один автомобиль, следует перечислить на определенный банковский счет денежные средства, предназначенные для уплаты таможенных платежей, и выехать за пределы страны. После этого въехать обратно на автомобиле. Далее буквально сразу приобрести комплект ЭРА-ГЛОНАСС и, обратившись в специализированный сервис, поставить его на машину.

Потом автомобиль следует привезти в испытательную лабораторию, где на него выдадут свидетельство о БКТС и электронный ПТС. Затем нужно заплатить пошлину и утилизационный сбор. После поступления денег на счет казначейства, ПТС активируется. Последующие действия — приобретение страховки ОСАГО и постановка авто на учет в ГИБДД.

Однако в случае если автомобиль привозит гражданин РФ, постоянно проживающий на территории ДФО, то шаг с приобретением и монтажом ЭРЫ-ГЛОНАСС он может не учитывать! При этом не имеет значение страна происхождения машины, а также место расположения руля. В течение года использовать данную льготу можно всего один раз и, причем, только на один автомобиль, предназначенный исключительно для личной эксплуатации.

При этом в свидетельстве о БКТС и ПТС транспортного средства будет отмечено, что оно не оснащено комплексом ЭРА-ГЛОНАСС согласно распоряжению Правительства от «03» декабря 2019 г. № 2895‑р. Оформить в ГИБДД такое авто можно будет лишь в ДФО. На граждан, проживающих в других округах РФ, данная льгота не распространяется. Они вынуждены ждать, когда поставки устройств ЭРА-ГЛОНАСС возобновятся.

Сколько будет стоить привоз машины

Окончательную стоимость посчитать проблематично, так как она зависит от многих критериев. Наиболее демократичный платеж — это утилизационный сбор на машину, привозимую частниками для собственных нужд, не учитывающий объем мотора. За 3-летний автомобиль необходимо будет отдать 3400 руб., а за более возрастное авто — 5200 руб.

Самый маленький таможенный платеж на ввоз легковой машины, с учетом объема мотора и возраста, начинается от € 1,5 за 1 кубический сантиметр (для автомобилей младше 5 лет и объемом силового агрегата менее 1-го литра). Для автомобилей старше 5 лет объемом силового агрегата более 3 литров пошлина составит €5,7 за 1 кубический сантиметр.

Существует также таможенный сбор, который взыскивается за подготовку документации и оценивается исходя из стоимости машины. Кроме того, оплачивается еще акцизный сбор - плата за растаможивание, при расчете которой учитывается объем мотора и возраст автомобиля. И под конец взимается налог на добавленную стоимость.

Для подсчета окончательной суммы таможенных платежей на определенный автомобиль необходимо будет воспользоваться особым калькулятором или же обратиться к таможенному представителю. К примеру, привоз легковой машины с 1,5-литровым двигателем в возрасте не более пяти лет выйдет в 226 тыс. руб. Это ¼ цены четырехлетней Тойота Королла! За 2-летнюю машину необходимо будет отдать уже 467 тыс. руб. И совершенно нецелесообразным становится приобретение авто старше 5 лет. Расходы на ввоз составят сумму, превышающую 800 тыс. руб.

Какие затруднения возникнут при ввозе праворульных машин

Более года тому назад в технический регламент были внесены корректировки, в значительной степени затруднившие привоз автомобилей, у которых руль расположен справа. Кроме того, был остановлен импорт автобусов и микроавтобусов, строительной техники и некоторых грузовых машин.

Процесс же регистрации легковушек категории М1 стал более сложным: для получения ПТС автовладельцы вынуждены брать в специальных лабораториях свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Помимо этого, обладателям машин с правым рулем затруднительно пройти ТО (для получения диагностической карты они вынуждены производить замену головной светотехники). При этом планируемая отмена принудительного ТО импортируемых авто б/у касаться не будет. Перед постановкой такого автомобиля на учет владелец будет обязан получить документ о прохождении государственного технического осмотра. Но это относится исключительно к машинам старше четырех лет. Трехлетний авто может не проходить ТО до следующей смены владельца.