Петр Кутис - основатель авиабилетного сервиса www.onetwotrip.com.
Что мы о нем знаем?
Петр родился и вырос в Молдавии, в Кишеневе, но уже учась на 2 курсе института, решил перебраться в Москву и поступить в МИФИ.
Поступив на факультет ядерной физики, Петр Кутис почти сразу начал совмещать работу и учебу. «Тот, кто окончил МИФИ, по умолчанию имеет бизнес-образование, не важно, на каком факультете он учился, — уверен предприниматель. — Многие ребята еще студентами создавали аутсорсинговые компании».
Впрочем, сам Кутис до основания своего бизнеса восемь лет проработал наемным сотрудником — сначала менеджером проектов в интернет-студии Actis, потом в «Студии Артемия Лебедева», еще одного известнейшего предпринимателя в России, где амбициозному молодому человеку поручили работу над новой версией системы управления информационными проектами Imrimatur. Со временем он понял, что перерос и этот проект.
«За три года мы довели разработку до того состояния, которое удовлетворяло запросы студии. Я же чувствовал, что можно создать глобальную технологичную платформу. Был уверен, что следует выйти на новый уровень и сделать продукт, который будет приносить деньги сам. Мне было неинтересно работать над продуктом, который нужен для другого продукта, который будет приносить деньги», — говорит Кутис.
От программных заявлений он вскоре перешел к делу и открыл компанию, занявшуюся разработкой IT-решений для бизнеса.
За годы работы Петру накопить ничего не удалось, поэтому запуск стартапа профинансировали его родители. Выделенных из семейного бюджета средств хватило на аренду офиса, зарплату шести сотрудникам и налоги. В это время на рынке случился бум подобных проектов. Кутис боялся отсутствия спроса на продукты, но опасения не подтвердились: вслед за первыми клиентами у его компании «Морква Бизнес Решения» появились и такие крупные заказчики, как «Северсталь» и «Метинвест». Предприниматель оказался перед выбором: либо активно набирать людей, либо отказываться от выгодных предложений. Поиск талантливых специалистов, способных «потянуть» серьезные проекты, несколько лет назад был неразрешимой задачей для Кутиса: «Сейчас основателей стартапов, которые рассказывают о перспективах и зовут работать за проценты или опцион, воспринимают нормально. В 2004 году найти желающих было невозможно, тогда люди предпочитали работать в больших компаниях и получать зарплату. Я знаю многих, кто сегодня работает там же, где и десять лет назад, и вряд ли они уже куда-то уйдут с насиженного места. Я сам никогда не хотел быть таким», — говорит Петр.
Новый этап в карьере Кутиса начался в 2007 году. Тогда Кирилл Подольский, бывший совладелец турагентства «Авантикс», с которым работала «Морква Бизнес Решения», задумал создать собственный проект по продаже билетов и пригласил в команду Петра не только как разработчика, но и как акционера. «Авантикс» был прародителем онлайн-покупок авиабилетов, правда, пять лет назад этот процесс выглядел не так, как сейчас: на сайте оформлялась заявка, после чего нужно было ехать в кассу оплачивать заказ или вызывать курьера. Подольский решил полностью автоматизировать этот процесс. Петру Кутису идея показалась настолько перспективной, что он свернул собственный бизнес и стал СЕО нового проекта AnyWayAnyDay, отвечавшим за бизнес-процессы и программную архитектуру комплекса.
Он ставил задачи перед программистами, договаривался с банками-эквайерами и турагентствами, продумывал систему учета комиссий и модель ценообразования. В 2007 году, когда началась разработка нового движка, электронные билеты еще не имели юридической силы. К тому моменту когда Международная ассоциация гражданской авиации официально разрешила онлайн-регистрацию и продажу билетов, AWAD была «готова к взлету» лучше других российских игроков и начала быстро развиваться. В начале 2010 года дневной оборот компании впервые достиг $100 тыс., а летом того же года 40% акций компании за $10 млн. приобрел инвестфонд Tiger Global Management. AWAD стал признанным лидером рынка, и между участниками проекта начались разногласия.
«Кирилл попросил меня разработать B2B-систему продаж билетов, но еще на старте мы договаривались, что компания будет ориентироваться на массового пользователя, — вспоминает Петр Кутис. — B2B-система требует больших затрат, которые не стоят того. Возникает много бумажной волокиты, мне же хотелось полностью автоматизировать проект. И я считаю, что в России до сих пор это направление остается коррупционным. Чтобы начать сотрудничать с большой компанией, у которой уже есть партнер, нужно заносить деньги человеку, который принимает решения». Впрочем, тогда Петр не стал жестко настаивать на своем и разработал нужное решение, но когда Подольский попросил его продолжать развивать нелюбимое направление, Кутис решил уйти. Вслед за ним потянулись другие программисты. Ведущим разработчикам им были предложены не только условия для самореализации, но и доли в стартапе, получившем название OneTwoTrip.
Кутис говорил: «Я понимал, что AWAD, в создании которого я принимал непосредственное участие, вряд ли сделает еще что-то интересное, но я хотел сделать принципиально новый продукт, а не просто улучшить старый».
Принципиально новый» продукт Кутис создал, используя хорошее знание старого: в отличие от конкурентов, OTT дает подробную информацию по каждому рейсу (сервис учитывает статистику отмен, опозданий, задержек конкретного рейса, дает информацию о возрасте самолета и даже расстоянии между спинками кресел). Особое внимание OTT уделяет цене, потому что именно от нее зависит, увидит ли покупатель предложение компании в первых строчках мета-поисковиков.
«Оплата практически любого заказа перечисляется напрямую в авиакомпанию — это снижает риски невылета, так как деньги нигде не задерживаются. К тому же в этом случае цена билета не увеличивается, потому что нет комиссии за эквайринг, которая в России составляет от 1,9%. При средней стоимости билета 14 тыс. рублей (а обычно покупается не один билет) это довольно серьезная экономия. Иногда наши клиенты экономят до 30%, если летит несколько человек. Потому что если вам нужно три недорогих билета, а в наличии только два дешевых (остальные стоят больше), то глобальная система бронирования оформит все три билета по высокой цене. Мы же сделали так, что сервис оформляет билеты по одному, а не все сразу. По каждому поисковому запросу наш сервис определяет, где билеты дешевле», — рассказывает Петр Кутис.
В мае 2011 года — спустя всего три месяца после запуска — компания вышла на окупаемость, а уже к 2013 году годовой оборот составил, по приблизительным оценкам, $400 млн.
Но OneTwoTrip не останавливается на достигнутом. Она запускает целый ряд партнерских и франчайзинговых программ, позволяющих компании расти и развиваться не только в России, но и в мире.
* Материал подготовлен Adecco Russia на основе информации из открытых источников и по материалам биографии Петра Кутиса.