Найти тему
финансист Савуляк

Петербуржец купил залоговое жилье у банка и остался без квартиры и без денег

Покупка недвижимости очень ответственный шаг в жизни каждого. Тем более, сегодня, когда цены на жилье достигли каких-то фантастических высот.

И, в этой связи, очень важно учитывать все риски и нюансы в сделках с недвижимостью. Даже, казалось бы, в тех случаях, когда никаких рисков быть не должно. А приобретаемое жилье имеет статус «единственного». А ведь многие до сих пор наивно считают, что «если что случись», то уж из единственного жилья выселить их «в никуда» никто не позволит.

Итак, как известно, многими из нас движет желание сэкономить, купить что-то подешевле.

И хотя аксиому «низкая цена – высокий риск» знают все, прислушиваются к этому мудрому утверждению немногие.

Более того, некоторые сознательно идут на такой риск. Например, выкупая залоговую недвижимость у банка.

Причем, многие, наоборот, считают, что именно в этом, конкретном случае, никаких рисков нет вовсе. Ведь, банк – лицо «белое» и официальное, поэтому если банк что-то продает – значит здесь уже все проверено-перепроверено и все чище некуда.

Но как же они ошибаются!

фото из Сети
фото из Сети

Так, в 2015 году житель Санкт-Петербурга Кузьмин купил у банка «Советский» квартиру площадью 273 кв. м, расположенную на Каменноостровском проспекте Петроградской стороны, в доме 1913 года постройки, почти за 11 миллионов рублей. Так как жилье было в «убитом» состоянии, а капремонта в доме было не дождаться, Кузьмин взял еще и кредит на ремонт этой квартиры (еще 20 миллионов).

Все прошло официально, сделка была зарегистрирована в установленном законом порядке, поэтому поводов для беспокойства у Кузьмина не было никаких. Тем более, что Кузьмин купил квартиру не как-то, «из-под полы», а вполне легитимно (до сделки с Кузьминым это жилье уже выставлялось на торги, но желающих его приобрести не нашлось).

Но через 2 месяца после сделки банк «Советский» приказал долго жить. Он попал под санацию и в жизни Кузьмина начались проблемы. Банк-санатор посчитал, что жилье было приобретено Кузьминым по цене ниже рынка (нанятые банком эксперты оценили ее в 35 миллионов). Поэтому новые владельцы банка потребовали квартиру вернуть, а саму сделку купли-продажи признать недействительной.

Суды длились долго. Но в июле 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа все-таки признал сделку недействительной и обязал Кузьмина вернуть квартиру банку. Затем был еще и Тринадцатый Арбитражный апелляционный суд города Санкт-Петербурга, дело №А56-68699/2016 от 11 марта 2019 года - решение осталось прежнее. Само собой разумеется, что ни деньги за квартиру, ни за ремонт, Кузьмин обратно не получил. Ведь, продавший квартиру Банк оказался банкрот, а это значит, что Кузьмин просто пополнил очередь из его кредиторов. И это несмотря на то, что эта злополучная квартира была у него в собственности – единственной.

В январе 2020 года Кузьмину было отказано в передаче кассационной жалобы в коллегию по экономическим делам Верховного суда и теперь он надеется на Конституционный суд.

Услышит ли доводы Кузьмина Конституционный суд?

Очень сомневаюсь. Тем более, что ранее судьи КС уже считали возможным выселить аналогичного бедолагу из единственного жилья.

Чему учит нас эта история?

Прежде всего, тому, что оценивать «рыночность» цен следует абсолютно всегда. Независимо от того, покупаете ли вы недвижимость у «белого» Банка или у «черного» ИП-шника. Именно эта оценка, а также многочисленные свидетельства риелторов, нотариусов и прочих участников сделки, помогут впоследствии вам не оказаться на улице, без единственного жилья и с долгами.

P.S. Хотя, к сожалению, то, что сделки проходят по рыночным ценам, а за их «законностью» следят риелторы и нотариусы, тоже не всегда являются гарантией того, что проблем не возникнет.

Не все наши статьи находятся в общем доступе. Видят ВСЕ только Подписчики.