Найти тему
Московская беседка

Оранжевый мячик за три копейки, или Немного о современном театре

Много ли нужно для счастья? Кому сколько. Одним необходим пятизвездочный отель на модном курорте, айфон последней марки, крутая тачка, а кому-то и маленький мячик для хоккея на траве, нежданно-негаданно подаренный на день рождения — уже огромное счастье. И чье счастье больше — еще вопрос.

Маленький мальчик мечтает о подарках на день рождения. Как и все дети. И вот они: бутылочка лимонада, молочный коржик и маленький оранжевый мячик, купленный в спорттоварах за три копейки. На большее у матери просто нет денег. Счастлив ли он получить такие дары? Очень! «Такой у меня хороший был день рожденья! Лимонад вкусный, коржик, и дома тихо так. Я книжку читаю – и вас с папой жду, когда вы придёте. Тихо так – и всё моё. Всё было – и всё моё».

Героиня монопьесы Алексея Евстратова «Одинокая женщина, шляющаяся по свету» живет в Счастье. Так называется деревня, где земля родит плохо, работы мало, солнце светит редко, а по весне вода разливается так, что смывает даже могилки на кладбище. Вот и смыло у нее две дорогие могилки — мужа и сына. И пошла она по свету, петь, зарабатывать на жизнь своим немудреным искусством и помнить об ушедших близких: муже Иване, сыночке Генке, матери. «Я думаю: вдруг я умру – а там ничего нет? Это значит, всех нас троих сразу не станет, совсем. Генки. Ивана. Ни меня не будет, ни их. А я хочу, чтобы мы были! Пока я живу – мы есть, а когда я умру – это ж я соглашусь, чтобы они умерли».

Сына убили в армии. «После гречки рот всегда полощи – это он мне перед смертью сказал. В госпитале. Чего, говорю? Что ты, сыночка?
А он мне: я, говорит, вижу, ты хочешь, чтоб я что-то сказал. Не знаю, мол, что сказать. Вот сказал, что в голову пришло. И больше он ничего не говорил. Не приходил в себя».

И потом, перескакивая через свои воспоминания, мать, словно невзначай, вспоминает:

«У Генки сержант в роте был: тоже Гречко".

Муж умер вслед за сыном, мать умерла от рака, уже ослепшая. Очень сильная сцена, когда героиня с маленьким сыном приходят в аптеку за лекарством для умирающей, а лекарство не выдают: дефицит, норма. «Я на колени: знала, что так будет. Генке дома наказала, чтоб жалостнее выглядел, и тоже ревел. А он так перепугался: забыл, что я говорила. Дёргает меня: мам, пойдём! Я его на колени: стой, говорю, никуда отсюда не уйдём, пока не продадут! Не уйдём – и всё!»

-2

Маленькая, уязвимая женщина не ожесточается. «Вертухай только с собакой рыкнул на меня, да старший одёрнул. Ну, суди его бог, рыкающего! Не родился же он таким, тоже был человек». Бродит одинокая женщина по земле, надеется дойти до Исландии к одинокой певице, чья песня спасла ее от смерти. Мечтает: «Приеду, споём вместе: где бабы поют, там смерти нет».

«Маленькая женщина...» - история человека, слабого и одинокого, легко уязвимого, но сильного в своей памяти и любви к близким людям. Пьеса очень человечна, и дело даже не в том, что она продолжает гуманистическую традицию великой русской литературы, воспевающую маленького человека. Она воспевает самого обычного человека, когда он пытается отвоевать своим близким чуточку счастья. И подаренное счастье очень велико. Настоящее, большое, бесценное.

Пьеса Алексея Евстратова «Маленькая женщина, шляющаяся по миру» написана совсем недавно, опубликована в журнале «Нижний Новгород» весной 2020 года. Автор — современный пермский поэт и драматург, одновременно консультант в сфере рекламы и пиара. И такое случается, творческие пути неисповедимы.

-3

Пьесу поставил московский театр-лаборатория S.T.E.R. Талантливые люди, создавшие этот спектакль, достигают максимальной художественной выразительности минимальными средствами. Сцена превращена в зал ожидания в аэропорту, где героиня (актриса Надежда Исаева) словно сидит со зрителями вместе и просто рассказывает о своей жизни. Нет, не просто рассказывает, она передвигается по залу, делится со зрителями пронзительной историей жизни, смотрит в глаза каждому зрителю. Прекрасная актерская работа!

Режиссер Алексей Гусаров несколько «облагородил» текст пьесы. В афише значится «Одинокая женщина, идущая по миру», главная героиня не прикладывается к фляжке, не пересчитывает мелочь в пакете, как первоначальном варианте, некоторые эпизоды отсутствуют, выражения сглажены. Мы оказываемся в ярком, эстетически безупречном пространстве, наполненном музыкой, светом, движением. Старый чемодан героини превращается на сцене в маленький черный обелиск на могилках мужа и сына, со свечкой и тем самым маленьким ярким оранжевым мячиком, когда-то подаренным на день рождения сыну. Памятник счастью, не умирающему в человеческой памяти.

#театр #театры москвы #современная литература #драматургия