Амбруаз Паре получил квалификацию Парижской гильдии хирургов Св. Косма. Будучи молодым хирургом, у которого было мало шансов заработать на жизнь в Париже, он отправился в армию. В армии нанимали гражданских хирургов, особенно беднейших, третьесортных.
Хирург на современном поле боя
Молодежь могла блеснуть в армии, особенно на полях сражений. Рафал Яковлевич Червяковский описывает, как выглядело поле боя в глазах хирурга, какую помощь он ожидал и какую оказал. Сначала несколько слов о хирургах:
"Уже там грохот винтовок прекратился, клубы дыма, закрывающие вид на бойню, рассеялись, и чистый воздух позволяет видеть в местах плотными рядами, кое-где трупы, призывающие умирающих и непобежденных; оторванные руки и ноги в обломках лежат на глазах у тех, чьими частями они были; одни глухие стоны, другие устрашающие крики, третьи грустные стоны и мольбы о наказании, проникая сквозь чуткость чуткого зрителя.
Утешители человечества, хирурги, прибегают отовсюду и, глядя во все стороны, чтобы различить уцелевших, спешат вытащить их из-под завалов заполняющего их поля битвы. Они не делают никакой разницы между согражданами и врагами, между сильными и бедными, они спасают всех, потому что все они люди, и все они страдают, и они пожертвовали собой, чтобы служить скорбящему человечеству".
Здесь у хирурга есть время и обширное поле, чтобы продемонстрировать использование своей науки, быструю и достойную адаптацию, нежность своего сердца, присутствие духа и ловкость руки, когда ему приходится извлекать железо и зашивать кровавые швы на разорванных частях тела солдат, которые еще живы.
Человек необычайного таланта
Именно в таких условиях Паре проявил незаурядный талант. Ему было достаточно, чтобы раненые остались живы и вывести их из наихудшей ситуации - вот что говорили о нем с течением времени.
Надо осознавать масштабы ранений того времени. Сегодня мы привыкли к поверхностным ранам, которые заживают под любой повязкой, требуя максимум нескольких временных швов.
Но размер и глубина старых ран, нанесенных различным оружием: режущим, колющим, сокрушающим, вызвали гораздо больший и гораздо более глубокий ущерб тканям и органам, и в то же время создали несравненно большее пространство для хирурга. Сегодня им потребовалось бы вмешательство, чтобы попасть в грудную или брюшную полость, что в то время было невозможно.
Наконец, огнестрельные ранения, появившиеся с развитием огнестрельного оружия. Паре тщательно записал свои наблюдения и в 1545 году опубликовал книгу «Метод лечения ран, причиненных аркебузами и другим огнестрельным оружием». Позже он написал еще много учебников на французском языке.
Новый способ заживления ран
Он выбрал этот язык не только потому, что не знал латыни, но и для того, чтобы советы, содержащиеся в нем, могли быть полезны хирургам более низкого уровня, а также тем, кто не говорил по-латыни, то есть он писал, думая о человеке, нуждающемся в помощи.
Выдающимся достижением Паре было случайное открытие нового метода лечения ран. Раны, возникшие в результате открытых переломов, в результате колющих ударов мечом или рапирой, и пулевые ранения покрывались кипящим маслом. Это вызвало воспаление, отек, сильную боль и, наконец, длительное нагноение. Вот и все. Нагноение было даже спровоцировано, потому что гной был чем-то хорошим и славным, с его помощью организм избавлялся от вредных веществ и возвращался в состояние эвкразии, то есть здоровья.
Помогая раненым на полях, Паре заменил масло для прижигания на смесь из яичных желтков, терпентинного и розового масел. Он обработал раны и сделал перевязку, придя к выводу, что мази способствуют скорейшему заживлению в сравнении с альтернативными методами. Амбруаз помог вывести из практики болезненные приемы.
Реформатор хирургии
Паре сделал свои наблюдения в 1537 году. После битвы он вышел на поле битвы с инструментами и котлом с маслом. В тот день спрос был больше, чем ожидалось. У него закончилось масло. У Паре была беспокойная ночь. Случившееся он не мог предвидеть: раны без кипящего масла заживали несравненно лучше. Это было великое открытие. Свое наблюдение он сделал только в 1545 году.
Тогда не было ни спешки, ни приоритета. Это был первый из многих последовательных успехов врачей, которые изменили хирургию и принесли ему титул «отца современной хирургии». Одним из очень значительных достижений является открытие «нового определения» использования лигатур при перевязке крупных артерий после ампутаций. Это умение было известно еще в древности, но впоследствии было забыто.
Сам Паре придумал захватить толстые артерии щипцами, а затем наложить двойную петлю. Впервые применил его к выдающемуся человеку во время войны с большим успехом: раненый выжил. Благодаря способности контролировать кровотечения было устранено второе очень важное препятствие на пути развития хирургии.
Паре был создателем многих устройств, которые позволяли восстанавливать физическую форму инвалидам. Он изобрел, среди прочего протезы. В своей профессиональной карьере он достиг высокого уровня, так как был последовательно врачом четырех французских королей. Помимо хирургической эффективности, он отличался исключительным чувством этических ценностей.
Амбруаз Паре был убеждённым гугенотом, но в связи с его высоким авторитетом в 1552 году был принят на королевскую службу при дворе. Паре был придворным хирургом при королях Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III. С 1 января 1562 года Паре официально именуется первым хирургом короля.