Найти тему
Александр Дедушка

Закон возжигания. Как он действует в человеке, по словам св. Феофана Затворника?

Оглавление
Св. Феофан Затворник
Св. Феофан Затворник

Итак, горят дрова, горит трава, горит уголь, горит нефть, бензин… А также горят поля, горят леса, горят строения, дома…

Много чего горит.

Но точно так же горит идея, горят страсти в душе, и горит сама душа, а пожары случаются в ней не реже, чем в доме или в лесу.

Философия всеединства утверждает, что мир построен на единых законах, следовательно, и для всех «горящих сред» есть нечто общее, какой-то общий принцип, закон, «знаменатель», который был бы абсолютно адекватен для любых вариантов горения.

Значит, есть какой-то общий для всех этих, казалось бы, далеких друг от друга понятий, - закон возжигания.

Св. Феофан Затворник находит «общий знаменатель» для всех подобных «пожаров» и «возжиганий».

Вот как он рассматривает этот процесс применительно к возжиганию в человеческой душе «огонька веры»:

«Когда сердце ваше затеплится теплотою Божию, с того времени начнется собственно внутренняя ваша переделка… Но сие ведайте, что огонек не покажется, пока страсти в силе, хотя им и не поблажают. Страсти – это то же, что сырость в дровах… Дрова наши суть все силы души нашей и все отправления тела. Все они, пока не внимает человек себе, пропитаны сыростью – страстями и, пока страсти не изгнаны, упорно противятся огню духовному…»

Мы уже рассматривали эти его слова в предыдущей статье.

См. – Когда, по словам св. Феофана Затворника, в человеке начинается внутренняя переделка?

Сейчас хочется взглянуть на этот закон возжигания в более широком диапазоне – не только применительно к огоньку, связанному в человеческой душе с верой в Бога.

Общий принцип здесь следующий – когда загорается одна среда, противоположная не может при этом не страдать. Она или удаляется, либо подвергается значительной порче.

Смотрите: когда загорается огонь на сырых дровах, ясно, что сырость, влага в них начинают постепенно подсушиваться и испаряться.

И подобное же происходит в человеческой душе: когда в нем загорается «теплота Божья», огонек веры.

Человеческие страсти, то есть привязки к земным вещам, как противоположные по сути привязанности, начинают постепенно уходить из человеческой души по мере дальнейшего возгорания этого огонька.

Противоположность эта понятна.

Вера в Бога – это стремление на небо, в Царство Небесное, страсти – это земные привязанности, влечения души к чисто земным объектам.

Ясно, что при возгорании одного, другое при этом не может не умаляться.

Это верно и в противоположном ракурсе.

В душе человеческой могут все сильнее разгораться страсти.

Они начинают все сильнее заполнять душу, поглощая все ее силы – что при этом происходит с верой в Бога?

Да, она начинает деградировать. Сначала она уходит из главного фокуса сознания на его периферию. Затем из сознания в подсознание. Ну и наконец, может вообще выйти из человека.

Человек вообще теряет способность верить в Бога. Страсти настолько заполонили его душу, что там не осталось места для веры в Бога.

Такому человеку кажется, что Бога нет, ибо ничто не подтверждает Его существование.

Сердце, объятое огнем страстей и заволоченное их дымом, Бога не отражает.
В окружающей жизни он видит только проекции своих страстей: все в мире кружится только вокруг них, и промысла Божия во всем этом кружении тоже не видно.
В конце концов, такой человек доходит до полного отвержения Бога. Надо же еще и заглушать саднящую совесть.
Поэтому легче убедить себя, что никакого Бога нет – и забыть об этом.

Впрочем, какое-то время человек может еще бороться. Временами он может «очухиваться» от чадящего дурмана своих страстей, и оказываться как бы «между двух огней».

И вера в Бога еще в нем не погасла, и страсти кипят в нем жгучим пламенем. Но это положение не может длиться долго – оно слишком мучительно.

Недаром говорят, что «на двух стульях не усидишь», и, в конце концов, человек сам отдаст приоритет одному из этих «огней», начав поддерживать только один из них.

Все это достаточно драматично, если не трагично.

Поэтому важно вернуться в самое начало нашего исследования и понять, с чего все начинается.

А начинается все именно с «возжигания».

И вера в Бога загорается от внешнего «огонька», и дремлющие в человеке страсти – тоже.

Что касается веры, то подобным внешним «огоньком» чаще всего является примеры значимых для человека людей – окружающих и исторических, порой даже литературных персонажей.

(Например, поведение Лизы Калитиной из романа Тургенева «Отцы и дети» или княжны Марьи из Толстовской эпопеи «Война и мир»).

Много для поддержания этого огонька может дать чтение Библии, Евангелия, святоотеческой литературы.

Немало для поддержания этого огонька дает и внутреннее стремление человека к красоте во всех ее видах – в природе, в произведениях архитектуры и искусства, в собственной душе.

Часто врожденное инстинктивное отвращение человека от разного рода грязи помогает ему не зажигать в своей душе соответствующие этой грязи страсти.

Но и страсти тоже зажигаются от «внешних огней».

Внутренняя поврежденность человеческой природы приводит к тому, что в его душе начиная с подросткового возраста, постепенно пробуждаются страсти.

Но они не могут «загореться» сами по себе. Им тоже нужен внешний огонь.

Увы – в окружающем мире его более чем достаточно, причем для всех видов и сортов человеческих страстей.

В христианской святоотеческой литературе их выделяют в восемь подразделений (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, отчаяние, тщеславие, гордыня), и под каждую вы найдете соответствующий внешний огонь.

Посмотрите, как успешно разжигается в современном мире блуд и разные его извращения! А сребролюбие! А тщеславие! А гордыня!..

Мало того, можно сказать, что задача окружающего мира и состоит в том, чтобы разжечь в человеке наиболее соответствующую ему страсть и запалить в его душе соответствующий гибельный пожар.

Не случайно апостол Иоанн, пытаясь обратить внимание на гибельность окружающего мира, сказал так:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей;

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца. Но от мира (сего)». 1 Ин. 2. 15-16.

Обратили внимание на то, как апостол Иоанн подчеркивает противоположность Небесного и земного, Небесной и земной любви?

Мы вернулись к тому, с чего начали.

Земное и Небесное в нашей душе настолько разноприродно, что не могут ужиться вместе после своего возгорания.

Пока они не горят, пока они «дремлют» - они еще могут рядом находиться. Но стоит возгореться одному, как другое постепенно покидает человека.

Но разгореться они могут только от соответствующего внешнего «огонька».

Поэтому будем очень внимательны к тому, чтобы четко понимать, какого рода «огонь» мы вносим в свои души и что пытаемся им разжечь.

Ошибка, небрежность или невнимание всегда влекут роковые последствия.

«Игры с огнем» могут слишком дорого обойтись.

(окончание)

начало - здесь