Найти в Дзене
Загадки истории

В постели с царем #5.5/В будуаре императоров/5.Придворные пляски

В будуаре императоров 5.Придворные пляски Мужчины из семьи Романовых были живыми людьми, которым не чуждо было ничто человеческое. В том чис­ле любовные связи на стороне. Осо­бым успехом у августейших особ поль­зовались артистки балета. Матильда Кшесинская - самая известная, но далеко не единственная из них. Моду на балерин ввели дети Ни­колая I. Сначала в танцовщицу влюбился третий сын грозного само­держца — великий князь Николай Ни­колаевич. Его личная жизнь как-то не заладилась. Он женился на принцессе Ольденбургской, которая доводилась ему двоюродной племянницей. Вели­кая княгиня, как деликатно выражает­ся Сергей Витте, «была в некоторой степени анормальной». А вдоба­вок к этому некрасивой. К тому же она плохо одевалась, а с мужем была груба и насмешлива. Неудивительно, что Николай Николаевич сошелся с другой. Его избранницей стала Екатерина Числова, бале­рина императорских театров и, между прочим, партнерша танцов­щика Феликса Кшесинского, отца Матильды. Великий князь хоро­шо знал
Оглавление

В будуаре императоров

5.Придворные пляски

Мужчины из семьи Романовых были живыми людьми, которым не чуждо было ничто человеческое. В том чис­ле любовные связи на стороне. Осо­бым успехом у августейших особ поль­зовались артистки балета. Матильда Кшесинская - самая известная, но далеко не единственная из них.

Моду на балерин ввели дети Ни­колая I. Сначала в танцовщицу влюбился третий сын грозного само­держца — великий князь Николай Ни­колаевич. Его личная жизнь как-то не заладилась. Он женился на принцессе Ольденбургской, которая доводилась ему двоюродной племянницей. Вели­кая княгиня, как деликатно выражает­ся Сергей Витте, «была в некоторой степени анормальной». А вдоба­вок к этому некрасивой. К тому же она плохо одевалась, а с мужем была груба и насмешлива. Неудивительно, что Николай Николаевич сошелся с другой. Его избранницей стала Екатерина Числова, бале­рина императорских театров и, между прочим, партнерша танцов­щика Феликса Кшесинского, отца Матильды. Великий князь хоро­шо знал Кшесинского, был с ним на «ты». Так что Матильда с малых лет знала, что Романовы неравнодушны к женщинам из мира балета.

Самая знаменитая «балерина Романовых» - Матильда Феликсовна Кшесинская
Самая знаменитая «балерина Романовых» - Матильда Феликсовна Кшесинская

Коррупция среди танцовщиц

Николай Николаевич, у которого были жена и двое детей, посе­лил Числову в доме напротив своего дворца. Когда любовница хоте­ла увидеться с ним, она зажигала две свечи у своего окна. И великий князь летел к ней, как говорится, на крыльях любви.
Александр II, конечно, узнал о похождениях младшего брата. Тем более что тот их особо и не скрывал. Император вознегодовал и даже выслал Числову из Петербурга. Но потом остыл — у него самого начался роман с княжной Долгоруковой.
А Числова родила ве­ликому князю пятерых де­тей. Им пожаловали дво­рянство и дали фамилию Николаевы. Про Числову говорили, что у нее неснос­ный характер. Она всег­да требовала от великого князя денег. Тем временем началась Русско-турецкая война. Николай Никола­евич стал главнокоманду­ющим на Балканах. «Во­ровство и мошенничество страшное, и казну обкра­дывают в огромных разме­рах», — писал о положении дел в русской армии осве­домленный современник. И не какой-нибудь либе­ральный борец с коррупцией, а наследник престола Александр Алек­сандрович, будущий Александр III.
Пошли слухи, что в махинациях замешана Числова, а через нее и сам великий князь. Была создана специальная комиссия, которая постановила, что Николай Николаевич к хищениям не причастен, а виновен лишь в недосмотре. Впрочем, дела о коррупции в высших эшелонах власти у нас, как известно, почти всегда разваливаются.
Кстати, Числова — не единственная балерина, которую обвиняли в коррупции. В начале XX века эти обвинения посыпались на голову Кшесинской. Дескать, она состоит в связи с великим князем Серге­ем Михайловичем, он курирует артиллерию, и ни один заказ артил­лерийского ведомства не обходится без взятки, которую нужно дать Матильде.
Вернемся к Николаю Николаевичу. Последние годы его жизни были трагическими. В 1889 году умерла Числова, и великокняже­ский рассудок - и до того не слишком крепкий — окончательно от­казал. Бывший главнокомандующий начал атаковать всех встречных женщин. Александр III приказал поместить сбрендившего дядюшку в Крыму под надзор врачей и адъютантов. Там он и умер в 1891 году. Все вздох­нули с облегчением.

Екатерина Числова прожила всего 43 года. Но успела за это время многое
Екатерина Числова прожила всего 43 года. Но успела за это время многое

Особняк любви

Великий князь Константин Никола­евич не ладил со своим братом Никола­ем Николаевичем. Единственное, что их объединяло, — это любовь к балеринам.
Поначалу семейная жизнь Констан­тина протекала счастливо. В 18 лет он встретил принцессу Александру Саксен-Альтенбургскую и сразу же заявил: «Она или никто!» Да никто, собственно, и не возражал. Они поженились, принцес­са стала великой княгиней Александрой Иосифовной.
Великий князь без ума от своей «жинки», как он ее величает. У них шестеро детей. Но что-то вдруг разладилось. Где-то в конце 1860-х годов Константин знакомится с балериной Мари­инского театра Анной Кузнецовой, внебрачной дочерью Василия Каратыгина. К шестерым законным де­тям прибавляются еще пять — от Кузнецовой (трое сыновей умер­ли в раннем возрасте, а двум дочерям была дана фамилия Князевы).
Константин не делает тайны из своего романа — они с Анной от­крыто разъезжают вместе по России и за границей. Великий князь называет Александру Иосифовну «казенной северной женой», а Куз­нецову — настоящей. С «казенной женой» он даже не живет. А живет с Кузнецовой. В 1876 году за 64 тысячи рублей он купил для нее од­ноэтажный особняк на Английском проспекте, 18. За 10 тысяч до­ строил второй этаж. Еще 9 тысяч ушло на мебель.
Александр II совершенно спокойно отнесся к роману Констан­тина. А вот цесаревич Александр Александрович возненавидел дядю. Он считал, что именно дядя Константин показал дурной пример Александру II, спутавшемуся с княжной Долгоруковой.
В царствование брата Константин занимал важные посты - ге­нерал-адмирал флота и председатель Государственного совета. Когда царем стал Александр III, карьере дяди пришел конец. Ему пришлось подать в отставку со всех постов и покинуть Петербург. Удалившись отдел, он спо­койно доживал жизнь вместе со своей любимой балериной Кузнецовой.
Пройдет много лет, и в особня­ке на Английском проспекте, куплен­ном для Кузнецовой, поселится дру­гая балерина - Матильда Кшесинская. Она специально переедет туда от ро­дителей, чтобы спокойно встречать­ся с наследником престола Николаем Александровичем. А потом с великим князем Сергеем Михайловичем. И с великим князем Андреем Владимиро­вичем, который в конце концов станет ее мужем.

Все нити тянутся к Матильде

Впрочем, любовь Кшесинской и Романовых — это отдельная тема, которой мы здесь касаться не бу­дем. Но важно, что от Матильды тянутся нити к другим балетно-ве­ликокняжеским союзам.
В особняке на Английском проспекте бывала знаменитая балери­на Анна Павлова, которая увлекалась великим князем Борисом Вла­димировичем, братом Андрея Владимировича. Правда, из этого ув­лечения ничего интересного не вышло.

Анна Павлова
Анна Павлова

А в 1911 году на даче Кшесинской ее знакомая - балерина Мари­инского театра Антонина Нестеровская - познакомилась с князем императорской крови Гавриилом Константиновичем. Они полюби­ли друг друга и хотели пожениться, но Николай II запретил. Нина и Гавриил тайно обручились, а сразу после Февральской революции обвенчались.
А до революции Гавриил дружил с великим князем Дмитрием Павловичем, который страдал от одиночества. Нестеровская всяче­ски нахваливала ему свою подругу — балерину Веру Каралли.

Князь Гавриил Константинович и Антонина Нестеровская в эмиграции
Князь Гавриил Константинович и Антонина Нестеровская в эмиграции

Каралли — успешная балерина и еще более успешная актриса немо­го кино. В 1916 году она стала самой высокооплачиваемой российской ак­трисой. Но, как и Дмитрий Павлович, страдала от одиночества. Ее роман со знаменитым тенором Леонидом Соби­новым закончился разрывом.
И вот великий князь и Каралли встретились в Павловске, где жили Гавриил с Нестеровской. «Мы сразу влюбились друг в друга», — напишет позже Вера.
В декабре 1916 года Вера заметила по письмам, что Дмитрий Павлович чем-то озабочен. Она испугалась, что ее возлюбленный собрался жениться на Ольге, дочери Николая II, и прим­чалась из Москвы в Петербург. И уз­нала истинную причину его тревог. Он рассказал о своем участии в заговоре с целью убийства Распутина. По словам Каралли, у нее «отлегло от сердца». Значит, по-прежнему любит. Значит, дело не в Ольге.
Вера не отговаривала Дмитрия. Более того, стала соучастницей преступления. «Дмитрий попросил меня написать письмо Распу­тину от лица некой поклонницы старца с предложением о тайной встрече, - вспоминает Каралли. — Я писала в перчатках изменен­ным почерком, чтобы в будущем замести следы».
Есть мнение, что именно это письмо привело Распутина в Юсу­повский дворец в роковую ночь убийства. А сразу после убийства по­ползли слухи, что во дворце находились женщины. И одна из них — Вера Каралли. Участники убийства ни о каких женщинах не сказали ни слова. Хотели их выгородить? Или их просто не было? Загадка.
Дмитрия сослали на Персидский фронт. С Верой он встретится в эмиграции, в Париже. Но прежние отношения не возобновятся. Дмитрий женится на дочери американского миллионера. Жизнь в изгнании тяжела. Тут уж не до балерин, тут и о богатой невесте по­думать не грех.

Великий князь Константин Николаевич с супругой и сыном. Что разладилось в этой счастливой семье, так и осталось тайной
Великий князь Константин Николаевич с супругой и сыном. Что разладилось в этой счастливой семье, так и осталось тайной

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)