В московском«Гостином дворе» прошел фестиваль «Зодчество-2021» - ежегодный смотр лучших достижений, который устраивает Союза архитекторов России. В этом году на фестивале громко прозвучала тема архитектуры Ялты - в спецпроекте «Истина в Памяти».
Куратор спецпроекта, кандидат исторических наук, преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Карагодин дал интервью газете «Ялтинские вести», где рассказал о том, что распространенный взгляд на архитектурную историю Южного берега Крыма пора подвергнуть ревизии.
Расскажите про ваш спецпроект: почему именно Ялта?
Спецпроект «Истина в Памяти» посвящен Южному берегу Крыму как «месту памяти». «Места памяти» сейчас - очень актуальная тема, историки и культурологи все время говорят о «мемориальном повороте» в своих дисциплинах. Объясняется это просто: в условиях, когда мы все тонем в информационном шуме, не знаем, где истина, а где дезинформация, наша историческая память тоже распадается на фрагменты, перестает работать как надо. А ведь именно память о прошлом позволяет конструировать будущее.
Южный берег Крыма - ярчайший тому пример. Посмотрите, какие сегодня бушуют споры о том, каким должно быть будущее Большой Ялты, как, зачем и что строить, о традициях и целях южнобережной архитектуры, о том, какие здания надо сохранять, о внешнем виде улиц и набережных. Эти споры невозможно разрешить, если не восстановить в полном объеме знания о тех «местах памяти», которые нас объединяют. Поэтому наш круглый стол на фестивале «Зодчество» и назывался - «Южный берег Крыма: вспомнить будущее».
Обычно архитектуру ЮБК ассоциируют с великокняжескими дворцами Краснова. Но на нашем стенде на фестивале мы выставили не их, а три гораздо более мощных архитектурных проекта, выполненных в разное время для Южного берега Крыма. Это грандиозный чертеж дворца для Николая I в Ореанде работы Карла Фридриха Шинкеля, выполненный в 1839 г. По собственным словам Шинкеля, это должен был быть величайший императорский дом на земле. Совершенно футуристический план послевоенного восстановления Ялты, созданный в 1945 году Андреем Буровым, с туннелями под набережной, как в современном Монако, и небоскребами. И эскиз города будущего «Голубой залив», подготовленный в 1976 году Анатолием Полянским для местности к западу от Симеиза. Все эти проекты показались современникам слишком смелыми и не были реализованы, но тем не менее именно они в разное время закладывали основы для архитектуры будущих десятилетий.
Сегодня в Ялте мало кто знает про эти проекты. Почему они забыты, раз они такие выдающиеся?
Это легко понять: в жуткое постсоветское время образ прошлого Ялты сузился до узкого фрагмента: «Ласточкиного гнезда», дворцов Николая Второго и великих князей, Ялты чеховской дамы с собачкой. По контрасту с мрачным настоящим мы придумали для себя условную идеальную Россию 1913 года, которую мы потеряли (хотя никакой идеальной она, конечно, не была). Это неудивительно: в те смутные годы речь шла о выживании исторической памяти как таковой, да и люди были озабочены не образом будущего, а банальным сведением концов с концами. Однако сегодня, когда Крым переходит к повестке развития, прокладывает линии за горизонт, пространство нашей памяти очевидно нуждается в расширении. А значит, самое время вспомнить, помимо дворцов Краснова, которые мы, разумеется, знаем и любим, и другие проекты, причем зодчих мирового уровня - а они, поверьте, над образом Ялты работали и в царское, и в советское время. Это и Карл Фридрих Шинкель, и Андрей Буров, академики Жолтовский и Щусев, и автор «Артека» и гостиницы «Ялта» Анатолий Полянский, и многие другие. Пора осуществить «депровинциализацию» архитектуры Южного берега Крыма, восполнить представления об ее истории!
Каким образом проекты Шинкеля, Бурова и Полянского были представлены зрителям фестиваля?
Все три эскиза - Шинкеля, Бурова и Полянского - мы с куратором всего фестиваля «Зодчество-2021» Алексеем Комовым решили дать в авторской интерпретации нашего товарища, художника Алексея Беляева-Гинтовта, который с радостью откликнулся на приглашение. Алексей - признанный современный художник, лауреат премии Кандинского-2008, его работы хранятся в коллекциях Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных частных и корпоративных галереях и собраниях. У него очень интересная техника – свои работы он наносит на покрытые золотым лаком холсты через трафареты ладонями с типографской краской. Вместе с Алексеем мы отобрали проекты Шинкеля, Бурова и Полянского, и воплотили их на холстах. Так мы не просто восстанавливаем память о той мощной градостроительной традиции, которая сопровождала развитие Южного берега и о которой и в Ялте, и в России, увы, во многом забыли. В работах Алексея замыслы великих архитекторов прошлого обретают вторую жизнь как источник вдохновения для зодчих уже двадцать первого века.
И вы, и ваш соавтор Алексей Беляев-Гинтовт – стопроцентные москвичи. Откуда такой интерес к Ялте?
Добавьте сюда и Алексея Комова - сына выдающегося русского скульптора Олега Комова, члена президиума Союза архитекторов России, куратора фестиваля «Зодчество», в прошлом - главного архитектора Евпатории. Наше общее увлечение Крымом совсем не странно. Самая продвинутая часть русской богемы, художников интеллектуалов, всегда исповедовала идеологию крымоцентризма. Крымоцентризм - это когда куда бы вы ни приехали, вы первым делом сравниваете место, где оказались, с Крымом. И всегда сравнение оказывается не в пользу нового места. Потому что для вас именно в Крыму аккумулирована и Италия, и Испания, и Греция, более того - такой энергетики, как в Крыму, вы не находите ни на одном курорте планеты.
Происхождение этой энергетики и самого «крымоцентризма» легко объяснить. Идея о том что Крым это «Новая Эллада» лежит в основании всего крымского проекта. Впервые ее сформулировали еще Екатерина и Потемкин, рассуждая о том, стоит ли присоединять к России турецко-татарский Крым. Особого практического смысла - говорили они - в этой затее нет, зато есть огромный символический смысл. Ведь Южный берег Крыма - это самый северный край античного мира, и через обладание им Россия напрямую, минуя европейские столицы, наследует классической Античности, присоединяет себя к Европе. Отсюда - переименование Крыма в Тавриду, городов на греческий лад, массированная интродукция кипарисов и пиний.
С тех пор эту мысль о том, что Таврида - это наша Эллада, неоднократно повторяли и писатели и поэты, начиная с Пушкина, и художники, и архитекторы. Любимый ялтинцами Краснов, кстати, тоже был москвич - родился в Подмосковье, учился в Москве.
Какова дальнейшая судьба вашего проекта?
Мы начинаем цикл лекций, посвященных «местам памяти» и Южному берегу Крыма как одному из них, по всей России - первая уже состоялась в конце октября в Калуге, в Музее космонавтики. В конце года в московском издательстве Центра современного искусства «GARAGE» выйдет моя книга «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на Южном берегу Крыма». Там я впервые за последние десятилетия реализовал то, что в последний раз делал прекрасный, любимый мной крымский автор, архитектор Ефим Крикун в далеком уже 1970-м году - реконструировал историю Южного берега Крыма с древнейших времен до наших дней через призму его архитектуры, как зданий и городов, так и ландшафтов. В книге будут собраны множество уникальных иллюстраций, не публиковавшихся ранее источников, чертежей из музеев и так далее. Под этой эгидой, думаю, мы привезем наш спецпроект «Истина в памяти», наши холсты и в место, которым он был вдохновлен - в Ялту. И сами приедем, устроим круглые столы и дискуссии о будущем Южного берега. Так что до скорой встречи!
«Были проекты и гораздо интересней, чем у Краснова»: новый взгляд на историю архитектуры Южного берега Крыма
26 октября 202126 окт 2021
185
6 мин
2